Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: факторы формирования и объективация. / Почебут, Людмила Георгиевна; Чикер, Вера Александровна; Волкова, Наталья Владимировна.
In: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, Vol. 8, No. 3, 09.2018, p. 29-59.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Социально-психологическая модель когнитивного социального капитала организации: факторы формирования и объективация
AU - Почебут, Людмила Георгиевна
AU - Чикер, Вера Александровна
AU - Волкова, Наталья Владимировна
PY - 2018/9
Y1 - 2018/9
N2 - Согласно нашей концепции, изложенной в предыдущей статье, социально-психологическая модель когнитивного социального капитала включает в себя содержательные компоненты, факторы формирования и объективацию социального капитала. Цель статьи - теоретическое обоснование факторов формирования и объективации когнитивного социального капитала. Методология статьи отражает комплексный подход к анализу феномена когнитивного капитала организации. Результаты исследования показывают, что формирование когнитивного социального капитала организации складывается под влиянием позитивных и негативных факторов. Позитивные факторы - это общая обстановка в организации, способствующая формированию, накоплению и сохранению социального капитала. Негативные факторы препятствуют формированию социального капитала, приводят к его разрушению и утрате. К основным позитивным факторам относятся лидерство, коучинг и мотивация персонала, материальное и моральное стимулирование. Лидерство, как процесс влияния на сотрудников организации, направлено на управление их взаимоотношениями для создания и накопления социального капитала. Коучинг персонала способствует созданию различных способов возникновения устойчивого социального капитала. Мотивация сотрудников направлена на создание, поддержание и укрепление усилий сотрудников по формированию социального капитала. Основные негативные факторы включают конфликты, моббинг-процессы, эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию. Конфликты влияют на основные составляющие организационной культуры - нормы и ценности, снижают уровень доверия в организациях, которые рассматриваются нами как необходимые базовые компоненты социального капитала. Моббинг - процесс нападок и притеснения одних членов группы в отношении других, в результате которого может возникать взаимодействие, определяющее негативный вектор потерь накопленного социального капитала. Высокий уровень эмоционального выгорания среди сотрудников компании способствует тому, что личностный потенциал организации может существенно снизиться, отражаясь на характеристиках её социального капитала. Результатом воздействия социального капитала на эффективность деятельности организации является его объективация. Объективация проявляется на трех уровнях. На личностном уровне - это перспективная индивидуальная карьера сотрудника организации. На социально-психологическом уровне объективация отражается на благоприятном социально-психологическом климате организации. На управленческом уровне она проявляется в организационной культуре. Выводы. Модель когнитивного социального капитала организации представляет этот вид капитала как социально-психологический феномен, объединяющий в единый комплекс различные социально-психологические аспекты жизнедеятельности организации. Оригинальность исследования состоит в создании авторской концепции когнитивного социального капитала организации.
AB - Согласно нашей концепции, изложенной в предыдущей статье, социально-психологическая модель когнитивного социального капитала включает в себя содержательные компоненты, факторы формирования и объективацию социального капитала. Цель статьи - теоретическое обоснование факторов формирования и объективации когнитивного социального капитала. Методология статьи отражает комплексный подход к анализу феномена когнитивного капитала организации. Результаты исследования показывают, что формирование когнитивного социального капитала организации складывается под влиянием позитивных и негативных факторов. Позитивные факторы - это общая обстановка в организации, способствующая формированию, накоплению и сохранению социального капитала. Негативные факторы препятствуют формированию социального капитала, приводят к его разрушению и утрате. К основным позитивным факторам относятся лидерство, коучинг и мотивация персонала, материальное и моральное стимулирование. Лидерство, как процесс влияния на сотрудников организации, направлено на управление их взаимоотношениями для создания и накопления социального капитала. Коучинг персонала способствует созданию различных способов возникновения устойчивого социального капитала. Мотивация сотрудников направлена на создание, поддержание и укрепление усилий сотрудников по формированию социального капитала. Основные негативные факторы включают конфликты, моббинг-процессы, эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию. Конфликты влияют на основные составляющие организационной культуры - нормы и ценности, снижают уровень доверия в организациях, которые рассматриваются нами как необходимые базовые компоненты социального капитала. Моббинг - процесс нападок и притеснения одних членов группы в отношении других, в результате которого может возникать взаимодействие, определяющее негативный вектор потерь накопленного социального капитала. Высокий уровень эмоционального выгорания среди сотрудников компании способствует тому, что личностный потенциал организации может существенно снизиться, отражаясь на характеристиках её социального капитала. Результатом воздействия социального капитала на эффективность деятельности организации является его объективация. Объективация проявляется на трех уровнях. На личностном уровне - это перспективная индивидуальная карьера сотрудника организации. На социально-психологическом уровне объективация отражается на благоприятном социально-психологическом климате организации. На управленческом уровне она проявляется в организационной культуре. Выводы. Модель когнитивного социального капитала организации представляет этот вид капитала как социально-психологический феномен, объединяющий в единый комплекс различные социально-психологические аспекты жизнедеятельности организации. Оригинальность исследования состоит в создании авторской концепции когнитивного социального капитала организации.
KW - КОГНИТИВНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
KW - лидерство
KW - мотивация
KW - коучинг
KW - organizational cognitive social capital
KW - leadership
KW - reward system
KW - COACHING
UR - http://orgpsyjournal.hse.ru
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36335384
M3 - статья
VL - 8
SP - 29
EP - 59
JO - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
JF - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
SN - 2312-5942
IS - 3
ER -
ID: 35246555