Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
«Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры". / Ершов, Глеб Юрьевич.
In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, Vol. 10, No. 3, 2020, p. 419-434.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «Кураторские стратегии в репрезентации современного петербургского искусства. Некоторые примеры"
AU - Ершов, Глеб Юрьевич
N1 - Ершов, Глеб. “Кураторские стратегии в репрезентации современного пе-тербургского искусства. Некоторые примеры”. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 10, no. 3 (2020): 419–434
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - В современном петербургском искусстве за последние 30 лет выработались определенные типы и формы репрезентирования. Во многом это произошло благодаря институту независимого кураторства. Феномен фигуры независимого куратора, действующего на актуальной петербургской художественной сцене, объясняется несколькими причинами. Первое - это, как ни парадоксально, слабо структурированный рынок современного искусства, что дает возможность свободного маневра для кураторской инициативы. Второе - подвижность петербургского культурного поля, где не сложилось жесткой иерархии, что позволяет варьировать «палитру» художников в зависимости от концепции того или иного проекта. И третье - это социальный статус куратора как человека не определенной профессии, а занимающегося определенным родом деятельности, соответствующей роли свободного агента, или, по известному выражению Харальда Зеемана, «гастарбайтера духа». Помимо галерей с выраженной коммерческой направленностью, в Петербурге достаточно много общественных пространств, где можно реализовывать самостоятельные кураторские проекты. Кроме того, здесь по-прежнему жива традиция организации сплоченных художественных сообществ, способных к саморепрезентации своей деятельности. Тип творчества, эстетические предпочтения и формы художественной активности, избираемые ими, находят выражение в выборе тех или иных кураторских стратегий. Очень часто кураторами становятся сами художники, совмещая в своем лице сразу несколько функций. За последнее время в Петербурге появилось новое поколение кураторов, активно продвигающих петербургское искусство на международную арт-сцену. Благодаря деятельности петербургских кураторов с 1990-х годов выстраивается более ясная и подробная картина развития современного искусства, а также намечаются пути его дальнейшего развития. Зародившись в 1990-е, институт кураторства еще не становился предметом пристального исследования. Между тем, очевидно, что само существование современного искусства во многом определяется именно формами его репрезентации, кураторской художественной волей.
AB - В современном петербургском искусстве за последние 30 лет выработались определенные типы и формы репрезентирования. Во многом это произошло благодаря институту независимого кураторства. Феномен фигуры независимого куратора, действующего на актуальной петербургской художественной сцене, объясняется несколькими причинами. Первое - это, как ни парадоксально, слабо структурированный рынок современного искусства, что дает возможность свободного маневра для кураторской инициативы. Второе - подвижность петербургского культурного поля, где не сложилось жесткой иерархии, что позволяет варьировать «палитру» художников в зависимости от концепции того или иного проекта. И третье - это социальный статус куратора как человека не определенной профессии, а занимающегося определенным родом деятельности, соответствующей роли свободного агента, или, по известному выражению Харальда Зеемана, «гастарбайтера духа». Помимо галерей с выраженной коммерческой направленностью, в Петербурге достаточно много общественных пространств, где можно реализовывать самостоятельные кураторские проекты. Кроме того, здесь по-прежнему жива традиция организации сплоченных художественных сообществ, способных к саморепрезентации своей деятельности. Тип творчества, эстетические предпочтения и формы художественной активности, избираемые ими, находят выражение в выборе тех или иных кураторских стратегий. Очень часто кураторами становятся сами художники, совмещая в своем лице сразу несколько функций. За последнее время в Петербурге появилось новое поколение кураторов, активно продвигающих петербургское искусство на международную арт-сцену. Благодаря деятельности петербургских кураторов с 1990-х годов выстраивается более ясная и подробная картина развития современного искусства, а также намечаются пути его дальнейшего развития. Зародившись в 1990-е, институт кураторства еще не становился предметом пристального исследования. Между тем, очевидно, что само существование современного искусства во многом определяется именно формами его репрезентации, кураторской художественной волей.
KW - КУРАТОРСКИЕ СТРАТЕГИИ
KW - НЕЗАВИСИМЫЙ КУРАТОР
KW - СОВРЕМЕННОЕ ПЕТЕРБУРГСКОЕ ИСКУССТВО
KW - НЕОАКАДЕМИЗМ
KW - ФОРМЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
KW - CURATORIAL STRATEGIES
KW - INDEPENDENT CURATOR
KW - SAINT-PETERSBURG CONTEMPORARY ART
KW - NEO-ACADEMISM
KW - REPRESENTATION FORMS
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=43951778
UR - https://artsjournal.spbu.ru/article/view/9148/6763
M3 - статья
VL - 10
SP - 419
EP - 434
JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
SN - 2221-3007
IS - 3
ER -
ID: 75074590