Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека. / Попондопуло, Владимир Федорович.
In: КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО, No. 10, 2022, p. 11-19.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Организация публичной власти как гарантия прав и свобод человека
AU - Попондопуло, Владимир Федорович
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - В статье рассматриваются дискуссионные вопросы организации федеральной, региональной и местной публичной власти как средства обеспечения прав и свобод человека. То, насколько публичная власть, как средство, соответствует своему предназначению - признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью в обществе, является критерием определения степени ее демократичности и правомерности деятельности органов государственной власти. Указанный критерий должен быть основой исследования всех форм государства: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Особое значение придается принципу субсидиарности властных полномочий региональных органов власти по отношению к местным органам власти, а федеральных органов власти по отношению к региональным. Принцип субсидиарности означает определенный способ построения пирамиды власти, противоположной принципу централизма. Рассматриваются также различные концепции суверенитета, как народного, так и государственного, и их соотношение с концепцией прав человека. Делается вывод о том, что оценка организации публичной власти только с точки зрения системы и структуры не раскрывает ее конституционного содержания, определяемого назначением государства, в соответствии с которым человек, его права и свободы - цель деятельности государства (всех ветвей государственной власти), а форма правления, форма государственного устройства и политический режим, основанные на принципах разделения власти (разделение власти по горизонтали и по вертикали) и субсидиарности власти, - средства государственной власти. Недостатки российского федерализма в значительной мере объясняются игнорированием указанных принципов организации публичной власти, являющихся гарантией незыблемости его демократических устоев. Ни демократию, ни гражданское общество нельзя навязать искусственно: предпосылки для них должны вызреть в рамках общества, основанного на указанных принципах. Государство не должно мешать этому процессу.
AB - В статье рассматриваются дискуссионные вопросы организации федеральной, региональной и местной публичной власти как средства обеспечения прав и свобод человека. То, насколько публичная власть, как средство, соответствует своему предназначению - признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, являющихся высшей ценностью в обществе, является критерием определения степени ее демократичности и правомерности деятельности органов государственной власти. Указанный критерий должен быть основой исследования всех форм государства: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Особое значение придается принципу субсидиарности властных полномочий региональных органов власти по отношению к местным органам власти, а федеральных органов власти по отношению к региональным. Принцип субсидиарности означает определенный способ построения пирамиды власти, противоположной принципу централизма. Рассматриваются также различные концепции суверенитета, как народного, так и государственного, и их соотношение с концепцией прав человека. Делается вывод о том, что оценка организации публичной власти только с точки зрения системы и структуры не раскрывает ее конституционного содержания, определяемого назначением государства, в соответствии с которым человек, его права и свободы - цель деятельности государства (всех ветвей государственной власти), а форма правления, форма государственного устройства и политический режим, основанные на принципах разделения власти (разделение власти по горизонтали и по вертикали) и субсидиарности власти, - средства государственной власти. Недостатки российского федерализма в значительной мере объясняются игнорированием указанных принципов организации публичной власти, являющихся гарантией незыблемости его демократических устоев. Ни демократию, ни гражданское общество нельзя навязать искусственно: предпосылки для них должны вызреть в рамках общества, основанного на указанных принципах. Государство не должно мешать этому процессу.
KW - ГОСУДАРСТВО
KW - публичная власть
KW - ФЕДЕРАЛИЗМ
KW - местное самоуправление
KW - конституция
KW - ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
KW - принцип субсидиарности
KW - НАРОДНЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
KW - state
KW - public power
KW - federalism
KW - local self-government
KW - HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS
KW - THE PRINCIPLE OF SUBSIDIARITY
KW - POPULAR AND STATE SOVEREIGNTY
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49579593
M3 - статья
SP - 11
EP - 19
JO - КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
JF - КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
SN - 1812-3767
IS - 10
ER -
ID: 99772984