Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность». / Perikova, Ekaterina I.; Byzova, Valentina M.
In: Cultural-Historical Psychology, Vol. 18, No. 2, 2022, p. 116-126.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность»
AU - Perikova, Ekaterina I.
AU - Byzova, Valentina M.
N1 - Publisher Copyright: © 2022. Cultural-Historical Psychology. All Rights Reserved.
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Исследования метакогнитивных процессов показывают их важность в успешности учебной деятельности юношества и молодежи. Однако положительные корреляции между общими мета-когнитивными навыками и академическими достижениями недостаточно высоки, что может быть обусловлено используемым инструментарием. Нами исследована факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» Г. Шроу и Р. Деннисона, адаптированная А.В. Карповым и И.М. Скитяевой. В исследовании приняли участие 527 жителей Санкт-Петербурга, включенных в учебную деятельность, в том числе 366 студентов и 161 слушатель отделения профессиональной переподготовки (средний возраст 23.8 ± 8.8). Представлены результаты конфирматорного факторного анализа четырех моделей опросника, наиболее используемых в зарубежных и отечественных научных исследованиях: однофакторная модель, две альтернативные двухфакторные модели и восьмифакторная модель. Оценки индексов четырех моделей показали, что ни одна из них не удовлетворяет критериям соответствия. Мы осуществили сокращение количества утверждений опросника и повторно провели факторный анализ четырех указанных моделей, что значительно улучшило критерии соответствия. Сокращенная версия опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» обнаружила двухфакторную структуру шкал: метакогнитивное знание и метакогнитивное регулирование, а также восемь субшкал: декларируемые знания, процедурные знания, условные знания, планирование, стратегии управления информацией, контроль компонентов, структура исправления ошибок и оценка.
AB - Исследования метакогнитивных процессов показывают их важность в успешности учебной деятельности юношества и молодежи. Однако положительные корреляции между общими мета-когнитивными навыками и академическими достижениями недостаточно высоки, что может быть обусловлено используемым инструментарием. Нами исследована факторная структура русскоязычной версии опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» Г. Шроу и Р. Деннисона, адаптированная А.В. Карповым и И.М. Скитяевой. В исследовании приняли участие 527 жителей Санкт-Петербурга, включенных в учебную деятельность, в том числе 366 студентов и 161 слушатель отделения профессиональной переподготовки (средний возраст 23.8 ± 8.8). Представлены результаты конфирматорного факторного анализа четырех моделей опросника, наиболее используемых в зарубежных и отечественных научных исследованиях: однофакторная модель, две альтернативные двухфакторные модели и восьмифакторная модель. Оценки индексов четырех моделей показали, что ни одна из них не удовлетворяет критериям соответствия. Мы осуществили сокращение количества утверждений опросника и повторно провели факторный анализ четырех указанных моделей, что значительно улучшило критерии соответствия. Сокращенная версия опросника «Метакогнитивная включенность в деятельность» обнаружила двухфакторную структуру шкал: метакогнитивное знание и метакогнитивное регулирование, а также восемь субшкал: декларируемые знания, процедурные знания, условные знания, планирование, стратегии управления информацией, контроль компонентов, структура исправления ошибок и оценка.
KW - Education
KW - Factor structure
KW - Metacognition
KW - Metacognitive awareness
KW - Metacognitive processes
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85139203795&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/b1200981-2336-34f2-b0ab-aae6a3c435a9/
U2 - 10.17759/chp.2022180213
DO - 10.17759/chp.2022180213
M3 - статья
AN - SCOPUS:85139203795
VL - 18
SP - 116
EP - 126
JO - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
JF - КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
SN - 1816-5435
IS - 2
ER -
ID: 99574166