В статье анализируются правовые нормы, как непосредственно, так и косвенно охраняющие трудоспособность работающих граждан через обеспечение безопасности их труда. Принципами такого обеспечения трудовое законодательство называет предупреждение и профилактику опасностей, а также минимизацию повреждения здоровья работников. Трудовое право не является самостоятельным инструментом,
обеспечивающим профилактику заболеваний граждан, вместе с тем оно выступает элементом общего правового механизма превентивной медицины. Работодатель обязан реализовывать подобный механизм через меры производственного контроля, проведение медицинских осмотров работников, меры в отношении больных инфекционными заболеваниями, профилактические прививки работников, гигиеническое воспитание и обучение граждан. Авторы акцентируют внимание на том, что целями
профилактической медицины обеспечивается как частная, так и публичная сфера жизнедеятельности общества, что позволяет поддерживать индивидуальное здоровье граждан и способствовать охране общественного здоровья, его сохранению и улучшению. Анализ трудоправовых аспектов соотношения частных и публичных интересов в сфере профилактической медицины дает авторам возможность выявить
два больших вопроса, связанных, во-первых, с установлением пределов ответственности работодателей и государства (общества) в вопросах охраны здоровья работников, которые являются и членами социума в целом (в контексте «частный интерес работодателя — публичный интерес»); во-вторых, с соотношением трудовых прав и обязанностей работников в сфере профилактической медицины с их личными правами (в контексте «частный интерес работника — публичный интерес»). Делается вывод о том, что для работодателя в сфере охраны труда факторы риска здоровья/нездоровья работника являются не общими, а профессиональными. Соответственно, и перечень медицинских вмешательств (исследований) в рамках обязательных медицинских осмотров, проводимых за счет средств работодателя, должен коррелировать именно с такими рисками.