Рассматривается проблема развития истории психологии в свете смежных наук – в первую очередь истории и историографии, поднимается вопрос о связи путей развития истории психологии и истории как науки. История психологии рассматривается как один из способов конструирования реальности, в том числе и научной, а психологическое знание – как сфера влияния истории психологии, где каждый психолог, исследователь выступает как актор и полноценный субъект конструирования историко-психологического знания. Выдвигается предположение о недооцененности значения историко-психологического знания в современной науке и психологии, в частности. Приводится краткий экскурс в историю развития исторической науки и рассматривается история сменяющих друг друга тенденций развития истории как науки – в первую очередь, позитивизм и «историцизм», «лингвистический поворот», и исследуется роль этих тенденций в российской традиции истории психологии. Выделены современные тенденции в развитии истории психологии: расширение предмета исследования, актуализация феномена метафоры, а также обращение к понятию исторического опыта. Поднимается вопрос о проблеме исторического факта и исторической правды и их зависимости от исследовательской позиции. Делается вывод о том, что современные тенденции развития истории психологии отвечают актуальным тенденциям развития общей истории.
Также в статье затрагивается вопрос о существующих критериях построения
«идеальной» исторической науки среди российских исследователей – историков психологии. На основе проведенного анализа делается вывод о тесной связи между тенденциями исторической науки и истории психологии как части этой науки.