Standard

К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель)
. / Кузин, Иван Владиленович.

In: ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ, No. 9, 2015, p. 29-40.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{cf9f27cdfcac42499bc38268c84704a3,
title = "К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель)
",
abstract = "В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.",
keywords = "философия, преподавание, образование",
author = "Кузин, {Иван Владиленович}",
note = "Кузин И. В. К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель) // Инновации в образовании, 2015, № 9. С. 29-40.",
year = "2015",
language = "русский",
pages = "29--40",
journal = "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ",
issn = "1609-4646",
publisher = "Издательство Современного гуманитарного университета",
number = "9",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель)


AU - Кузин, Иван Владиленович

N1 - Кузин И. В. К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель) // Инновации в образовании, 2015, № 9. С. 29-40.

PY - 2015

Y1 - 2015

N2 - В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.

AB - В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.

KW - философия

KW - преподавание

KW - образование

UR - https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=io092015

M3 - статья

SP - 29

EP - 40

JO - ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

JF - ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

SN - 1609-4646

IS - 9

ER -

ID: 5794281