Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель) . / Кузин, Иван Владиленович.
In: ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ, No. 9, 2015, p. 29-40.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель)
AU - Кузин, Иван Владиленович
N1 - Кузин И. В. К проблеме преподавания философии (философия как общеобразовательная модель) // Инновации в образовании, 2015, № 9. С. 29-40.
PY - 2015
Y1 - 2015
N2 - В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.
AB - В статье ставится проблема обоснования присутствия философии в системе образования. Вопрос лежит в плоскости определения идентификационного топоса философии, который бы позволял ей сохраняться в качестве необходимого элемента современной жизни. Опираясь на античную традицию функционального понимания мифа как обязательного условия воспитания подрастающего поколения, а также как неотъемлемой части в подготовке человека к познанию мира, предлагается взгляд на философию как на правопреемницу данной функции, без которой невозможна полноценная и эффективная образовательная стратегия. В первую очередь в исследовании обосновывается положение о том, что к исходным принципам всякого философствования относятся мифологические аспекты отношения к миру. Отсюда делается вывод, что философская рациональность представляет собой иной тип рационализма, нежели научный, не утрачивая при этом своей критической ориентации. Философия оказывается сдерживающей инстанцией крайностей рационализма, что обусловлено причастностью к ее существу мифологической природы. Понимание этого становится очевидным в результате использования для анализа любого подлинно философского текста метода мифореконструкции рационализма. Так или иначе, каждый текст обнаруживает в себе мифологические черты, выполняющие комплементарно-конституирующую роль в образовании целостной личности. Данный вывод заставляет вернуться вновь к проблеме институционального закрепления философии, т.е. возможности ее существования не просто в горизонте индивидуально осуществляемых выборов, а в качестве обязательного механизма, поддерживающего жизнеспособность общества. Здесь рассмотрение будет смещаться в сторону анализа недизъюнктивного «либо»: либо в сторону прояснения сущности педагогики, либо в сторону определения тонкой грани взаимосвязи преподавания и философии, которая именно через ее преподавание проявляется более отчетливо, философски реализуя смыслообразующую миссию самого образования.
KW - философия
KW - преподавание
KW - образование
UR - https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=io092015
M3 - статья
SP - 29
EP - 40
JO - ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
JF - ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
SN - 1609-4646
IS - 9
ER -
ID: 5794281