Доклад был посвящен анализу института «вече» на Руси и коммунального движения в средневековой Италии, через которые осуществлялись важные коммуникативные народные демократические практики средневековых сообществ. Два процесса рассматриваются параллельно, так как формирование городов, урбанизация и складывание новой городской культуры выступили предпосылками для формирования особой политической культуры и на Руси, и в Западной Европе в период Средневековья. Город консолидирует внутри себя новый культурный тип людей - горожан - с собственным образом и темпом жизни, повседневными практиками, идентификацией и паттернами поведения в усложненной структуре нового социума. Коммуникативные практики, реализуемые на вече и в коммуне, свидетельствуют об определенном уровне демократической политической культуры и успешном самоуправлении средневековых городов. Но рассматриваемые формы реализации народного парламентаризма на Руси и в Северной Италии нельзя считать идентичными из-за разницы в продолжительности существования, военно-политических, территориальных и национальных условий (например, североитальянские коммуны Средневековья могли опираться на античное наследие, а вече созывалось нерегулярно и не могло решать многие насущные вопросы коммуны из-за многочисленности и хаотичности), соответственно, и итоги были различными. Несмотря на это, древнерусские республики стали закономерным явлением в контексте общеевропейского движения, что свидетельствует о несостоятельности теории о склонности русской политической культуры к единоначалию в управлении и строгой «вертикали власти».