Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза. / Strelnikova, Yu Yu; Gurieva, S. D.; Goncharova, N. A.
In: Перспективы науки и образования, Vol. 53, No. 5, 2021, p. 192-207.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза
AU - Strelnikova, Yu Yu
AU - Gurieva, S. D.
AU - Goncharova, N. A.
N1 - Стрельникова Ю. Ю., Гуриева С. Д., Гончарова Н. А. Механизм социально-психологической адаптации обучающихся к образовательной среде российского вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 192-207. doi: 10.32744/pse.2021.5.13
PY - 2021
Y1 - 2021
N2 - Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса психологического сопровождения подготовки иностранных слушателей дальнего зарубежья (страны Африки, Афганистан) к длительному обучению (5 лет) в образовательной организации МВД России. Нарушение процесса психологической адаптации иностранных слушателей к реалиям жизни в новой языковой среде может приводить к фрустрации, эмоциональной лабильности, выраженному утомлению, тревожности, возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов, а также проблемам с успеваемостью и мотивацией к обучению.Цель исследования состояла в выявлении особенностей психологической адаптации иностранных слушателей к обучению в образовательной организации МВД России.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 87 обучающихся образовательной организации МВД России, из них – 45 слушателей 1 курса факультета подготовки иностранных специалистов (сотрудники полиции стран Африки) в возрасте 23-30 лет, и 42 курсанта 1 курса следственного факультета в возрасте 18-22 лет. Исследование осуществлялось с помощью опросников: «Оценка состояния адаптированности личности» (ОСАДА), «Мотивация обучения в Вузе» (Т.И. Ильина), копинг стратегии личности «SACS» (С. Хобфолл), а также анонимной анкеты изучения мотивации обучения в образовательной организации МВД России. Математическая обработка результатов включала методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с помощью статистического пакета SPSS Statistics ver. 23.0.Результаты исследования. Исследование позволило выявить достоверные различия между показателями социальной адаптированности иностранных слушателей и русскоязычных курсантов очной формы обучения первого курса, согласно которым для иностранных слушателей характерным является заниженная оценка собственных действий, способностей и поступков, что выражено в показателях: удовлетворенность собой (t = 2,07; p ≤ 0,05), неудовлетворенность ситуацией, в которой происходит учебная деятельность (t = 2,27; p ≤ 0,05), общее состояние неудовлетворенности деятельностью (t = 2,40; p ≤ 0,05). В результате исследования мотивации иностранных слушателей выделено две группы мотивов, которые отражают направленность на удовлетворение когнитивных потребностей (80% респондентов) и пассивное поведение в виде подчинения внешним обстоятельствам, острожных действий (20% респондентов). Вследствие этого одной из значимых копинг стратегий для данной группы, является стратегия избегания.Полученные результаты исследования могут быть использованы в организации психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки иностранных слушателей, в целях обеспечения превентивной адаптированности.Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационный потенциал, мотивация, копинг-стратегии, иностранные слушатели, курсанты, адаптационные механизмы, удовлетворенность деятельностью, превентивная адаптация
AB - Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью совершенствования процесса психологического сопровождения подготовки иностранных слушателей дальнего зарубежья (страны Африки, Афганистан) к длительному обучению (5 лет) в образовательной организации МВД России. Нарушение процесса психологической адаптации иностранных слушателей к реалиям жизни в новой языковой среде может приводить к фрустрации, эмоциональной лабильности, выраженному утомлению, тревожности, возникновению внутриличностных и межличностных конфликтов, а также проблемам с успеваемостью и мотивацией к обучению.Цель исследования состояла в выявлении особенностей психологической адаптации иностранных слушателей к обучению в образовательной организации МВД России.Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 87 обучающихся образовательной организации МВД России, из них – 45 слушателей 1 курса факультета подготовки иностранных специалистов (сотрудники полиции стран Африки) в возрасте 23-30 лет, и 42 курсанта 1 курса следственного факультета в возрасте 18-22 лет. Исследование осуществлялось с помощью опросников: «Оценка состояния адаптированности личности» (ОСАДА), «Мотивация обучения в Вузе» (Т.И. Ильина), копинг стратегии личности «SACS» (С. Хобфолл), а также анонимной анкеты изучения мотивации обучения в образовательной организации МВД России. Математическая обработка результатов включала методы описательного, сравнительного и корреляционного анализа с помощью статистического пакета SPSS Statistics ver. 23.0.Результаты исследования. Исследование позволило выявить достоверные различия между показателями социальной адаптированности иностранных слушателей и русскоязычных курсантов очной формы обучения первого курса, согласно которым для иностранных слушателей характерным является заниженная оценка собственных действий, способностей и поступков, что выражено в показателях: удовлетворенность собой (t = 2,07; p ≤ 0,05), неудовлетворенность ситуацией, в которой происходит учебная деятельность (t = 2,27; p ≤ 0,05), общее состояние неудовлетворенности деятельностью (t = 2,40; p ≤ 0,05). В результате исследования мотивации иностранных слушателей выделено две группы мотивов, которые отражают направленность на удовлетворение когнитивных потребностей (80% респондентов) и пассивное поведение в виде подчинения внешним обстоятельствам, острожных действий (20% респондентов). Вследствие этого одной из значимых копинг стратегий для данной группы, является стратегия избегания.Полученные результаты исследования могут быть использованы в организации психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки иностранных слушателей, в целях обеспечения превентивной адаптированности.Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптационный потенциал, мотивация, копинг-стратегии, иностранные слушатели, курсанты, адаптационные механизмы, удовлетворенность деятельностью, превентивная адаптация
KW - Adaptation mechanisms
KW - Cadets
KW - Coping strategies
KW - Foreign students
KW - Motivation
KW - Preventive adaptation
KW - Satisfaction with activities
KW - Socio-psychological adaptation
KW - Adaptation mechanisms
KW - Cadets
KW - Coping strategies
KW - Foreign students
KW - Motivation
KW - Preventive adaptation
KW - Satisfaction with activities
KW - Socio-psychological adaptation
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85119908543&partnerID=8YFLogxK
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/ffcd2e4e-b3b8-38ab-81a0-6401bec7ece8/
U2 - 10.32744/pse.2021.5.13
DO - 10.32744/pse.2021.5.13
M3 - статья
AN - SCOPUS:85119908543
VL - 53
SP - 192
EP - 207
JO - Перспективы науки и образования
JF - Перспективы науки и образования
SN - 2307-2334
IS - 5
ER -
ID: 88550092