Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
«Белые ночи» Достоевского: от малой формы к большой судьбе. / Боборыкина, Татьяна Александровна.
In: Филологический журнал Достоевский и мировая Культура, No. 3 (31), 6, 03.2025, p. 158 - 202.Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - «Белые ночи» Достоевского: от малой формы к большой судьбе
AU - Боборыкина, Татьяна Александровна
N1 - Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 3 (31). Dostoevsky and World Culture. Philological journal, no. 3 (31), 2025 - 405 c. Научная статья / Research Article УДК 821.161.1.0+821+82.0 ББК 83.3(2Рос=Рус)+83.3+83 https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-3-158-202 https://elibrary.ru/QZKRVB
PY - 2025/3
Y1 - 2025/3
N2 - Тема статьи рассматривается в нескольких аспектах. Прежде всего – ставится вопрос о малой форме «сентиментального романа», как назвал это произведение автор. В целом, постижение смысла «Белых ночей» дается через «расшифровку» названия, подзаголовка, посвящения и эпиграфа. Особое внимание уделяется именам героев. Анализируется динамика отношения Достоевского к типу героя, названного «мечтателем» и к самому понятию «мечтательности». «Белые ночи» рассматриваются, с одной стороны, как пророческий набросок собственной судьбы молодого автора, чьи «мечты» и иллюзии столкнулись с жестокой реальностью, когда, петербургской белой ночью, вернувшись с очередной встречи петрашевцев, он был арестован. С другой стороны, романтическая история, рассказанная Достоевским, трактуется, как увертюра к его масштабным сочинениям. Персонажи ранней «малой формы» обретают большую литературную судьбу в пространстве «великого пятикнижия», где, в частности, образ мечтателя обнаруживает свое новое содержание, вырастая либо в героя «Преступления и наказания», либо в героя другого романа – князя Мышкина. И, наконец, в статье (на отдельных примерах) прослеживается большая кинематографическая, а также хореографическая судьба этого произведения. «Сентиментальный роман» полон загадок и он продолжает волновать воображение читателей (о недавно вновь вспыхнувшем к нему интересе говорится в начале статьи), критиков и постановщиков. Не утихают споры по поводу различных его интерпретаций. И все это вместе взятое – большая судьба произведения малой формы Ф.М. Достоевского – «Белые ночи».
AB - Тема статьи рассматривается в нескольких аспектах. Прежде всего – ставится вопрос о малой форме «сентиментального романа», как назвал это произведение автор. В целом, постижение смысла «Белых ночей» дается через «расшифровку» названия, подзаголовка, посвящения и эпиграфа. Особое внимание уделяется именам героев. Анализируется динамика отношения Достоевского к типу героя, названного «мечтателем» и к самому понятию «мечтательности». «Белые ночи» рассматриваются, с одной стороны, как пророческий набросок собственной судьбы молодого автора, чьи «мечты» и иллюзии столкнулись с жестокой реальностью, когда, петербургской белой ночью, вернувшись с очередной встречи петрашевцев, он был арестован. С другой стороны, романтическая история, рассказанная Достоевским, трактуется, как увертюра к его масштабным сочинениям. Персонажи ранней «малой формы» обретают большую литературную судьбу в пространстве «великого пятикнижия», где, в частности, образ мечтателя обнаруживает свое новое содержание, вырастая либо в героя «Преступления и наказания», либо в героя другого романа – князя Мышкина. И, наконец, в статье (на отдельных примерах) прослеживается большая кинематографическая, а также хореографическая судьба этого произведения. «Сентиментальный роман» полон загадок и он продолжает волновать воображение читателей (о недавно вновь вспыхнувшем к нему интересе говорится в начале статьи), критиков и постановщиков. Не утихают споры по поводу различных его интерпретаций. И все это вместе взятое – большая судьба произведения малой формы Ф.М. Достоевского – «Белые ночи».
KW - Достоевский, «Белые ночи», «малые формы», Эдгар По, И.С.Тургенев, Роберт Бернс, А.С. Пушкин, экранизации, балет
KW - Dostoevsky, “White Nights”, “minor forms”, Edgar Poe, I.S. Turgenev, Robert Burns, A.S. Pushkin, film adaptations, ballet.
UR - https://dostmirkult.ru/ru/
UR - https://imli.ru/news-2025/6456-opublikovan-vtoroj-nomer-zhurnala-dostoevskij-i-mirovaya-kultura-filologicheskij-zhurnal-za-2025-g
UR - https://imli.ru/news-2025?start=20
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/f4bdc805-945a-358c-afe0-d36eab8da2d1/
U2 - 10.22455/2619-0311-2025-3-158-202
DO - 10.22455/2619-0311-2025-3-158-202
M3 - статья в журнале по материалам конференции
SP - 158
EP - 202
JO - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal
JF - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal
SN - 2619-0311
IS - 3 (31)
M1 - 6
T2 - VI Международная онлайн-конференция «Достоевский: современное состояние изучения. Малые формы»<br/>
Y2 - 3 March 2025 through 5 March 2025
ER -
ID: 142890372