Театр Жозе де Аншиеты – зачинателя театра в Бразилии – очень яркое явление, синтезирующее средневековые иберийские составляющие с новыми традициями эпохи и также с фольклорными элементами и представлениями исконных обитателей бразильских земель. На становление театральной системы Жозе де Аншиеты большое влияние оказал театр португальского драматурга Жила Висенте, что неоднократно отмечалось в литературоведении, однако в отечественной традиции данная тема будет затронута впервые. Важной точкой соприкосновения, которая на сегодняшний день остается вне поля зрения исследователей, является похожие структуры текстов, где драматурги «переворачивают» культурные и литературные модели, бытовавшие в ту эпоху. Так, например, важным для художественного мира «Корабля Ада» Жила Висенте является образ появляющегося на сцене Дурака. Его появление способствует тому, что описываемый здесь мир переворачивается наизнанку. С этим связано также и появление после прихода Дурака обилия ругательных слов, связанных с испражнениями и телесным низом, в речи Дьявола. Материально-телесное начало, земля и реальное время становятся относительным центром новой картины мира. В ауто Аншиеты похожему переосмыслению подвергаются ритуальные модели индейцев: грозные воители превращаются в демонов, которые вызывают смех (как свои видом, так и поведением). Гуайшара, Аимбире и Сарауайа (имена дьяволов в ауто) – изначально это имена полководцев Тамойо (индейцев, примкнувших к французам – противникам португальцев). В докладе предполагается сопоставить данные образы на примере ключевых текстов драматургов.