Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › peer-review
Мультфильм или серия картинок? К проблеме выбора экспериментальной методики. / Эйсмонт, Полина Михайловна.
XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019): Избранные доклады. СПб : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2022. p. 314-332.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Мультфильм или серия картинок? К проблеме выбора экспериментальной методики
AU - Эйсмонт, Полина Михайловна
N1 - Conference code: L
PY - 2022
Y1 - 2022
N2 - Для изучения процессов порождения связного нарратива в онтолингвистике используются разные экспериментальные методики, наиболее частотной из которых является порождение вторичного нарратива по двум типам стимулов: по серии картинок и по видеофрагменту, например мультфильму. Однако сопоставление результатов исследований, проведенных по разным методикам, показывает, что они могут как совпадать, так и значительно расходиться. Среди факторов, которые влияют на базовые нарративные характеристики устных рассказов, полученных в ходе экспериментов с детьми, называют возраст, тип зрительного стимула, его длину и способ получения нарратива (одновременно с просмотром или последовательный пересказ). При изучении структуры нарратива рассматриваются его базовые характеристики: начальные и конечные маркеры, детальность и дробность описания, разнообразие персонажей, наличие или отсутствие оценочного мнения рассказчика. Для ответа на вопрос, оказывает ли тип зрительного стимула существенное влияние на базовые характеристики детских нарративов и возможно ли строить общее описание развития нарративных навыков безотносительно выбранного исследователями экспериментального задания, был проведен сопоставительный анализ устных нарративов, полученных в двух сериях экспериментов с русскоязычными детьми-монолингвами старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ показал, что, хотя можно выявить некоторые тенденции, свойственные нарративам, полученным при разных экспериментальных методиках, тип зрительного стимула не оказывает статистически значимого влияния на базовые характеристики нарративов младших школьников. Это свидетельствует также о том, что к 8-9 годам у детей уже сформированы основные принципы организации связного текста, которые они применяют при порождении вторичного нарратива вне зависимости от типа стимула. Статистически значимыми являются только различия во включении оценочных суждений и конечных маркеров в нарративы старших дошкольников, порожденные либо одновременно с просмотром мультфильма, либо при его последующем пересказе. Библиогр. 37 назв.
AB - Для изучения процессов порождения связного нарратива в онтолингвистике используются разные экспериментальные методики, наиболее частотной из которых является порождение вторичного нарратива по двум типам стимулов: по серии картинок и по видеофрагменту, например мультфильму. Однако сопоставление результатов исследований, проведенных по разным методикам, показывает, что они могут как совпадать, так и значительно расходиться. Среди факторов, которые влияют на базовые нарративные характеристики устных рассказов, полученных в ходе экспериментов с детьми, называют возраст, тип зрительного стимула, его длину и способ получения нарратива (одновременно с просмотром или последовательный пересказ). При изучении структуры нарратива рассматриваются его базовые характеристики: начальные и конечные маркеры, детальность и дробность описания, разнообразие персонажей, наличие или отсутствие оценочного мнения рассказчика. Для ответа на вопрос, оказывает ли тип зрительного стимула существенное влияние на базовые характеристики детских нарративов и возможно ли строить общее описание развития нарративных навыков безотносительно выбранного исследователями экспериментального задания, был проведен сопоставительный анализ устных нарративов, полученных в двух сериях экспериментов с русскоязычными детьми-монолингвами старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анализ показал, что, хотя можно выявить некоторые тенденции, свойственные нарративам, полученным при разных экспериментальных методиках, тип зрительного стимула не оказывает статистически значимого влияния на базовые характеристики нарративов младших школьников. Это свидетельствует также о том, что к 8-9 годам у детей уже сформированы основные принципы организации связного текста, которые они применяют при порождении вторичного нарратива вне зависимости от типа стимула. Статистически значимыми являются только различия во включении оценочных суждений и конечных маркеров в нарративы старших дошкольников, порожденные либо одновременно с просмотром мультфильма, либо при его последующем пересказе. Библиогр. 37 назв.
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/781b7695-9aef-31bf-ad7b-c78c3da09631/
UR - https://www.mendeley.com/catalogue/781b7695-9aef-31bf-ad7b-c78c3da09631/
U2 - 10.21638/11701/9785288062353.19
DO - 10.21638/11701/9785288062353.19
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 9785288062353
SP - 314
EP - 332
BT - XLIX Международная научная филологическая конференция, посвященная памяти Людмилы Алексеевны Вербицкой (1936-2019)
PB - Издательство Санкт-Петербургского университета
CY - СПб
T2 - L Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой.
Y2 - 15 March 2022 through 23 March 2022
ER -
ID: 100351727