Links

Статья посвящена исследованию потенциала рефлексивного управления в контексте цифровизации публичного сектора. Реализован теоретический анализ условий и факторов, обусловливающих рефлексивность политических агентов в процессе их взаимодействия в цифровом публичном пространстве (в том числе посредством электронных платформ). Показано, что рефлексивность, как свойство политических агентов «отражать», познавать собственное и поведение друг друга, обеспечивается тремя взаимосвязанными процессами: интроспекцией, делиберацией и самоорганизацией, которые создают предпосылки для «управления изнутри», когда сложная социо-техническая система и ее агенты становятся внутренними элементами организации, осуществляют ее интерпретацию и совместно, посредством рефлексивной координации, обеспечивают со-управление и контроль снизу. Логика рефлексивного управления описывается в статье с позиций исследований цикла разработки политики и управляемости, отражая значимую тенденцию смены парадигмы публичного управления и модели координации – от традиционной, основанной на руководстве, к рефлексивной координации, предусматривающей совместную деятельность государственных и негосударственных агентов по актуализации и де-институционализации норм, регламентирующих управляемую систему в условиях изменения ожиданий акторов или общественно-политического контекста. На основе методологии переходного управления и процессного анализа проанализированы практические импликации рефлексивного управления в Центрах управления регионом. Сделан вывод о первичности и надфункциональности ценностей, поддерживаемых алгоритмами рефлексивного управления на платформах обратной связи (ПОС). На современном этапе они связаны с оптимизацией и эффективностью государственного управления и сервисными ориентациями исполнительной власти (концепция «сервисного государства 2.0», реализуемая цифровым правительством). Кроме того, рефлексивное управление на ПОС имеет предикативный и упреждающий потенциал, поскольку цель состоит не только выявить проблему, но изменить правила и не допустить ее возникновения в будущем. Упреждающий потенциал ПОС реализуется, как показало исследование, на основе уполномачивания и многоканального доступа граждан к публичной делиберации. Наконец, сочетание полицентрической и иерархической координации в ЦУРах обеспечивает сохранение управленческой автономии региональных администраций, но в тоже время выводит контроль и общую координацию правил и регламентов работы с «инцидентами» на федеральный уровень, с целью обеспечения единых национальных стандартов реагирования на проблемы.
Original languageRussian
Pages (from-to)6-18
JournalЮжно-российский журнал социальных наук
Volume22
Issue number3
StatePublished - 2021

ID: 96448438