Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Концепты дружеских отношений у младших школьников с нарушениями интеллекта. / Защиринская, Оксана Владимировна; Лаптева, Анастасия Валерьевна; Николаева, Елена Ивановна; Медина Бракамонте, Наталья Анатольевна; Змановская, Елена Валерьевна.
In: Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, Vol. 8, No. 2, 2018, p. 26-42.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Концепты дружеских отношений у младших школьников с нарушениями интеллекта
AU - Защиринская, Оксана Владимировна
AU - Лаптева, Анастасия Валерьевна
AU - Николаева, Елена Ивановна
AU - Медина Бракамонте, Наталья Анатольевна
AU - Змановская, Елена Валерьевна
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Проблема и цель. Изучаемая в статье проблема состоит в анализе внутренних концептов, возникающих у детей при восприятии социума, в частности дружеских отношений. Целью работы стало выявление специфики концептуализации феномена дружбы младшими школьниками с нарушениями интеллекта.Методология. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 9–11 лет. Первая группа состояла из детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Первая экспериментальная группа состояла из детей, имеющих диагноз «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F83 по МКБ-10). Вторая экспериментальная группа включала детей, имеющих диагноз «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10). Сопутствующими диагнозами являлись задержка речевого развития, общие и системные нарушения речи, нарушение внимания. Методики: стандартизированная беседа, социометрия, опросник отношений к близким людям Д. Чикетти и М. Линча (адаптация Т. В. Архиреевой), анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юрковой), незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви);проективные методы (рисунок и сочинение на тему «Мой друг»). Для интерпретации методики «Мой друг» использовался анализ рисунка по А. Л. Венгеру.Результаты. На основании факторного анализа выявлено три основных фактора, которые описывают основные концепты дружбы: характер отношений между детьми, мотивацию при выборе друга, представления об образе друга. В результате сравнительного анализа следует, что внутренние концепты феномена дружбы и дружеских отношений у детей с нарушениями интеллекта отличаются от нормативно развивающихся сверстников нарушением абстрагирования и связаны с отражением конкретных фактов из личного жизненного опыта.Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии нарушения абстрагирования при концептуализации феноменологии дружеских отношений детьми с нарушениями интеллекта. Особенности, выявленные в ходе проведенного экспериментального исследования, являются подтверждением несформированности у детей с нарушениями интеллекта модели психического, что обусловливает затруднения в адекватной концептуализации феномена дружбы.
AB - Проблема и цель. Изучаемая в статье проблема состоит в анализе внутренних концептов, возникающих у детей при восприятии социума, в частности дружеских отношений. Целью работы стало выявление специфики концептуализации феномена дружбы младшими школьниками с нарушениями интеллекта.Методология. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 9–11 лет. Первая группа состояла из детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Первая экспериментальная группа состояла из детей, имеющих диагноз «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F83 по МКБ-10). Вторая экспериментальная группа включала детей, имеющих диагноз «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10). Сопутствующими диагнозами являлись задержка речевого развития, общие и системные нарушения речи, нарушение внимания. Методики: стандартизированная беседа, социометрия, опросник отношений к близким людям Д. Чикетти и М. Линча (адаптация Т. В. Архиреевой), анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юрковой), незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви);проективные методы (рисунок и сочинение на тему «Мой друг»). Для интерпретации методики «Мой друг» использовался анализ рисунка по А. Л. Венгеру.Результаты. На основании факторного анализа выявлено три основных фактора, которые описывают основные концепты дружбы: характер отношений между детьми, мотивацию при выборе друга, представления об образе друга. В результате сравнительного анализа следует, что внутренние концепты феномена дружбы и дружеских отношений у детей с нарушениями интеллекта отличаются от нормативно развивающихся сверстников нарушением абстрагирования и связаны с отражением конкретных фактов из личного жизненного опыта.Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии нарушения абстрагирования при концептуализации феноменологии дружеских отношений детьми с нарушениями интеллекта. Особенности, выявленные в ходе проведенного экспериментального исследования, являются подтверждением несформированности у детей с нарушениями интеллекта модели психического, что обусловливает затруднения в адекватной концептуализации феномена дружбы.
KW - Концепт
KW - социальные отношения
KW - дружеские отношения
KW - МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО
KW - младший школьный возраст
KW - КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ДРУЖБЫ
KW - Concept
KW - Mental model
KW - Junior school children
KW - Conceptualization of the friendship phenomenon
KW - Friendship
KW - intellectual disabilities
KW - interpersonal communication
UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85052866102&partnerID=8YFLogxK
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=34961311
U2 - 10.15293/2226-3365.1802.02
DO - 10.15293/2226-3365.1802.02
M3 - статья
AN - SCOPUS:85052866102
VL - 8
SP - 26
EP - 42
JO - Science for Education Today
JF - Science for Education Today
SN - 2226-3365
IS - 2
ER -
ID: 36687526