Standard

Концепты дружеских отношений у младших школьников с нарушениями интеллекта. / Защиринская, Оксана Владимировна; Лаптева, Анастасия Валерьевна; Николаева, Елена Ивановна; Медина Бракамонте, Наталья Анатольевна; Змановская, Елена Валерьевна.

In: Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, Vol. 8, No. 2, 2018, p. 26-42.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{77acbdb4132548e3988c122afebf0d15,
title = "Концепты дружеских отношений у младших школьников с нарушениями интеллекта",
abstract = "Проблема и цель. Изучаемая в статье проблема состоит в анализе внутренних концептов, возникающих у детей при восприятии социума, в частности дружеских отношений. Целью работы стало выявление специфики концептуализации феномена дружбы младшими школьниками с нарушениями интеллекта.Методология. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 9–11 лет. Первая группа состояла из детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Первая экспериментальная группа состояла из детей, имеющих диагноз «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F83 по МКБ-10). Вторая экспериментальная группа включала детей, имеющих диагноз «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10). Сопутствующими диагнозами являлись задержка речевого развития, общие и системные нарушения речи, нарушение внимания. Методики: стандартизированная беседа, социометрия, опросник отношений к близким людям Д. Чикетти и М. Линча (адаптация Т. В. Архиреевой), анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юрковой), незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви);проективные методы (рисунок и сочинение на тему «Мой друг»). Для интерпретации методики «Мой друг» использовался анализ рисунка по А. Л. Венгеру.Результаты. На основании факторного анализа выявлено три основных фактора, которые описывают основные концепты дружбы: характер отношений между детьми, мотивацию при выборе друга, представления об образе друга. В результате сравнительного анализа следует, что внутренние концепты феномена дружбы и дружеских отношений у детей с нарушениями интеллекта отличаются от нормативно развивающихся сверстников нарушением абстрагирования и связаны с отражением конкретных фактов из личного жизненного опыта.Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии нарушения абстрагирования при концептуализации феноменологии дружеских отношений детьми с нарушениями интеллекта. Особенности, выявленные в ходе проведенного экспериментального исследования, являются подтверждением несформированности у детей с нарушениями интеллекта модели психического, что обусловливает затруднения в адекватной концептуализации феномена дружбы.",
keywords = "Концепт, социальные отношения, дружеские отношения, МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО, младший школьный возраст, КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ДРУЖБЫ, Concept, Mental model, Junior school children, Conceptualization of the friendship phenomenon, Friendship, intellectual disabilities, interpersonal communication",
author = "Защиринская, {Оксана Владимировна} and Лаптева, {Анастасия Валерьевна} and Николаева, {Елена Ивановна} and {Медина Бракамонте}, {Наталья Анатольевна} and Змановская, {Елена Валерьевна}",
year = "2018",
doi = "10.15293/2226-3365.1802.02",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "26--42",
journal = "Science for Education Today",
issn = "2226-3365",
publisher = "Novosibirsk State Pedagogical University",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Концепты дружеских отношений у младших школьников с нарушениями интеллекта

AU - Защиринская, Оксана Владимировна

AU - Лаптева, Анастасия Валерьевна

AU - Николаева, Елена Ивановна

AU - Медина Бракамонте, Наталья Анатольевна

AU - Змановская, Елена Валерьевна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Проблема и цель. Изучаемая в статье проблема состоит в анализе внутренних концептов, возникающих у детей при восприятии социума, в частности дружеских отношений. Целью работы стало выявление специфики концептуализации феномена дружбы младшими школьниками с нарушениями интеллекта.Методология. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 9–11 лет. Первая группа состояла из детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Первая экспериментальная группа состояла из детей, имеющих диагноз «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F83 по МКБ-10). Вторая экспериментальная группа включала детей, имеющих диагноз «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10). Сопутствующими диагнозами являлись задержка речевого развития, общие и системные нарушения речи, нарушение внимания. Методики: стандартизированная беседа, социометрия, опросник отношений к близким людям Д. Чикетти и М. Линча (адаптация Т. В. Архиреевой), анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юрковой), незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви);проективные методы (рисунок и сочинение на тему «Мой друг»). Для интерпретации методики «Мой друг» использовался анализ рисунка по А. Л. Венгеру.Результаты. На основании факторного анализа выявлено три основных фактора, которые описывают основные концепты дружбы: характер отношений между детьми, мотивацию при выборе друга, представления об образе друга. В результате сравнительного анализа следует, что внутренние концепты феномена дружбы и дружеских отношений у детей с нарушениями интеллекта отличаются от нормативно развивающихся сверстников нарушением абстрагирования и связаны с отражением конкретных фактов из личного жизненного опыта.Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии нарушения абстрагирования при концептуализации феноменологии дружеских отношений детьми с нарушениями интеллекта. Особенности, выявленные в ходе проведенного экспериментального исследования, являются подтверждением несформированности у детей с нарушениями интеллекта модели психического, что обусловливает затруднения в адекватной концептуализации феномена дружбы.

AB - Проблема и цель. Изучаемая в статье проблема состоит в анализе внутренних концептов, возникающих у детей при восприятии социума, в частности дружеских отношений. Целью работы стало выявление специфики концептуализации феномена дружбы младшими школьниками с нарушениями интеллекта.Методология. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 9–11 лет. Первая группа состояла из детей с нормальным уровнем интеллектуального развития. Первая экспериментальная группа состояла из детей, имеющих диагноз «смешанные специфические расстройства психологического развития» (F83 по МКБ-10). Вторая экспериментальная группа включала детей, имеющих диагноз «легкая умственная отсталость» (F70 по МКБ-10). Сопутствующими диагнозами являлись задержка речевого развития, общие и системные нарушения речи, нарушение внимания. Методики: стандартизированная беседа, социометрия, опросник отношений к близким людям Д. Чикетти и М. Линча (адаптация Т. В. Архиреевой), анкета «Представления о дружбе» (Е. В. Юрковой), незаконченные предложения (М. Сакс и С. Леви);проективные методы (рисунок и сочинение на тему «Мой друг»). Для интерпретации методики «Мой друг» использовался анализ рисунка по А. Л. Венгеру.Результаты. На основании факторного анализа выявлено три основных фактора, которые описывают основные концепты дружбы: характер отношений между детьми, мотивацию при выборе друга, представления об образе друга. В результате сравнительного анализа следует, что внутренние концепты феномена дружбы и дружеских отношений у детей с нарушениями интеллекта отличаются от нормативно развивающихся сверстников нарушением абстрагирования и связаны с отражением конкретных фактов из личного жизненного опыта.Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии нарушения абстрагирования при концептуализации феноменологии дружеских отношений детьми с нарушениями интеллекта. Особенности, выявленные в ходе проведенного экспериментального исследования, являются подтверждением несформированности у детей с нарушениями интеллекта модели психического, что обусловливает затруднения в адекватной концептуализации феномена дружбы.

KW - Концепт

KW - социальные отношения

KW - дружеские отношения

KW - МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО

KW - младший школьный возраст

KW - КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНА ДРУЖБЫ

KW - Concept

KW - Mental model

KW - Junior school children

KW - Conceptualization of the friendship phenomenon

KW - Friendship

KW - intellectual disabilities

KW - interpersonal communication

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85052866102&partnerID=8YFLogxK

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=34961311

U2 - 10.15293/2226-3365.1802.02

DO - 10.15293/2226-3365.1802.02

M3 - статья

AN - SCOPUS:85052866102

VL - 8

SP - 26

EP - 42

JO - Science for Education Today

JF - Science for Education Today

SN - 2226-3365

IS - 2

ER -

ID: 36687526