Статья представляет собой обзор недавно вышедшей книги Джу-Юп Ли «Тюркские народы в мировой истории» (Joo-Yup Lee, “The Turkic Peoples in World History”, Routledge, 2024, “Themes in World History” Series) — введения в историю тюркских народов, адресованного как студентам и широкому читателю, так и профессионалам, поскольку подход автора к теме нетривиален, и книга содержит много свежих мыслей и интересных фактов. Отмечая, что тюркские народы сыграли важную роль в истории Евразии как создатели большого числа империй (в том числе Монгольской) и государств, автор сосредотачивается на истории отдельных тюркоязычных народов с ярко выраженной идентично-стью и прослеживает трансформацию этих групп в тюркские народы современности. Он подчеркивает, что в домо-дерную эпоху тюркские народы не осознавали своего этнолингивистического единства и не называли себя тюрками, обладая отдельными идентичностями, а процесс экспансии тюркских народов (то есть их история) сопровождался тюркизацией многочисленных нетюркоязычных групп и в целом процессами смешения и интеграции. Описывая тюркские народы на основе их происхождения и идентичности, Джу-Юп Ли выделяет четыре категории, соответ-ствующие главам книги. Это ранние тюркские народы (теле, собственно тюрки и уйгуры); народы, появившиеся на просторах Евразийского степного пояса в результате тюркских миграций (киргизы, булгары, хазары, караханидские тюрки и кыпчаки); огузы; тюрко-монгольские народы (чагатаи/могулы, узбеки, казахи и крымские татары). Конкрет-но казахов автор называет прямыми потомками джучидского улуса, ставшего результатом смешения монгольских групп с немонгольскими, и в первую очередь, с тюркскими, в Кыпчакской степи. Ранние казахи и шибанидские узбе-ки имели одну чингизидско-монгольскую идентичность, однако на рубеже XVI века их пути разошлись, когда казахи включили в свой состав могульских и мангытских кочевников, а шибанидские узбеки стали смешиваться с оседлым иранским населением Центральной Азии. Генетически современные казахи близки к монголам. В целом в книге показан гетерогенный характер формирования большинства тюркских народов современности и средневековья