Статья посвящена школьным учебникам отечественной и всемирной истории, изданным в Республике Таджикистан после 2000 г. Особое внимание уделяется представлениям авторов учебников о древнем и средневековом периодах. Рассматриваются возросшее в последние десятилетия внимание к иранской мифологии, археологии, доисламской культуре и зороастризму, а также характерное для сегодняшнего Таджикистана переплетение в повествовании исторического и легендарного. Кроме того, значительный объем материала в новых учебниках посвящен эпохе Саманидов (IX–X вв.), нередко называемой в постсоветском Таджикистане «золотым веком». Все это является частью процесса нациестроительства, развернувшегося в Таджикистане в постсоветские годы. В связи с этим заслуживают отдельного внимания соответствующие главы учебников. Предпринимается попытка сравнения новых учебников с советскими, анализируется смещение акцентов в изложении исторических событий, демонстрируется смещение фокуса со всемирной истории на историю таджикского народа, отмечается изменение отношения граждан к тем или иным историческим фигурам. В качестве источников использовались учебники истории для средней школы, приобретенные в книжных магазинах Душанбе в 2014–2015 гг., работы специалистов в области образования и исследований проблем исторической памяти, привлечены также материалы интервью — представления о прошлом и воспоминания о школьных уроках как постсоветских школьников, выпускников и студентов, так и представителей старшего поколения, связанных с системой науки и образования страны.