Одним из важных аспектов процесса антиципации является эффективность интеграции отдельных элементов текущей информации. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о характере влияния глобальных и локальных элементов прайм-стимула на скорость и точность распознавания последующей информации. Нельзя не отметить, что исследования процессов формирования прайм-эффекта у детей дошкольного возраста с разным типом развития когнитивных и речевых функций единичны и мало систематизированы.
В целях определения специфики реализации процессов антиципации у детей с различным неврологическим статусом проводили сравнение характеристик антиципационной деятельности у детей с типичным развитием (30 детей, из них 11 девочек, средний возраст 6,7+0,4 лет) и у детей с задержкой психического развития (22 ребенка (16 мальчиков и 6 девочек) с уровнем развития речи ОНР II-I и 24 ребенка (18 мальчиков и 6 девочек) — ОНР I, средний возраст — 6.3±0.5 лет).
С помощью прайминг-парадигмы исследовали влияние предваряющей зрительной стимуляции на скорость и точность распознавания тестовых изображений в зависимости от интервала между тестовым и прайм-стимулами. В качестве тестовых стимулов использовали фигуры зверей, фигуры клякс разной конфигурации. В качестве прайм-стимулов в центре экрана компьютера предъявляли комбинированные изображения, содержащие тестовые стимулы, один как общий глобальный элемент изображения, второй как встроенный локальный элемент изображения.
Полученные результаты позволили установить, что у детей с задержкой психического развития качественные нарушения процессов антиципации отмечены для детей, которые могут произносить только отдельные звуки. В этом случае отмечается полное отсутствие облегчающего влияния предваряющей зрительной информации на различение оформленных изображений (фигур зверей и клякс).
В том случае, когда дети могли повторять и произносить самостоятельно отдельные слова, облегчающее влияние предваряющей зрительной информации на временные параметры различения отмечается только для знакомых, легко вербально кодируемых изображений (фигур зверей).
С теоретической точки зрения эти данные свидетельствуют о нарушении процессов антиципации у детей с ЗПР и зависимости отклонения антиципирующих способностей от уровня речевого развития.
Работа поддержана фондом РФФИ, проект № 17-06-00644-ОГН.