Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
КОНЦЕПТ «ПЛЕМЯ», ИЛИ ЭТНИЧНОСТЬ И ПОТЕСТАРНОСТЬ «В ОДНОМ ФЛАКОНЕ». / Попов, Владимир Александрович.
In: Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, No. 2(18), 25.12.2015, p. 13-20.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - КОНЦЕПТ «ПЛЕМЯ», ИЛИ ЭТНИЧНОСТЬ И ПОТЕСТАРНОСТЬ «В ОДНОМ ФЛАКОНЕ»
AU - Попов, Владимир Александрович
N1 - Попов В.А. Концепт «племя», или этничность и потестарность «в одном флаконе» // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2015, № 2. С. 13–20.
PY - 2015/12/25
Y1 - 2015/12/25
N2 - В статье рассматриваются различные трактовки термина «племя». Автор приходит к выводу, что современная наука не дает четкого ответа на вопрос, что такое «племя». В литературе преобладает социальный и этнический конструктивизм, экстраполирующий в прошлое умозрительные модели марксистской теории первобытного общества. В советском обществоведении племя считалось также первичной формой этнической общности (в рамках известной триады «племя — народность — нация»). В зарубежной историографии племя определяется в качестве надобщинной сегментарной политической структуры, каждый сегмент которой (община, линидж) экономически независим, а лидерство является личным и не предполагает каких-либо формализованных должностей (аппарат власти в целом отсутствует). В эволюционистских схемах племя обычно помещаютмежду первобытной общиной и вождеством. Автор приходит к выводу, что для понятия «племя» характерна утрата терминологической однозначности и превращение в фантом. Термин «племя», по его мнению, сегодня потерял свою концептуальность. В этнологии вместо «племени» используетсятермин «этнос» и его производные, а также «народ», не имеющие стадиальной привязки и не вызывающие ассоциаций с первобытностью. В политической антропологии «племя (потестарное племя)» заменено «вождеством» и его аналогами.
AB - В статье рассматриваются различные трактовки термина «племя». Автор приходит к выводу, что современная наука не дает четкого ответа на вопрос, что такое «племя». В литературе преобладает социальный и этнический конструктивизм, экстраполирующий в прошлое умозрительные модели марксистской теории первобытного общества. В советском обществоведении племя считалось также первичной формой этнической общности (в рамках известной триады «племя — народность — нация»). В зарубежной историографии племя определяется в качестве надобщинной сегментарной политической структуры, каждый сегмент которой (община, линидж) экономически независим, а лидерство является личным и не предполагает каких-либо формализованных должностей (аппарат власти в целом отсутствует). В эволюционистских схемах племя обычно помещаютмежду первобытной общиной и вождеством. Автор приходит к выводу, что для понятия «племя» характерна утрата терминологической однозначности и превращение в фантом. Термин «племя», по его мнению, сегодня потерял свою концептуальность. В этнологии вместо «племени» используетсятермин «этнос» и его производные, а также «народ», не имеющие стадиальной привязки и не вызывающие ассоциаций с первобытностью. В политической антропологии «племя (потестарное племя)» заменено «вождеством» и его аналогами.
KW - племя, этничность, потестарность, первобытность, вождество, этнология, поли- тическая антропология
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25619516
M3 - статья
SP - 13
EP - 20
JO - Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
JF - Studia Slavica et Balcanica Petropolitana
SN - 1995-848X
IS - 2(18)
ER -
ID: 39459336