Standard

Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени. / Саенко, Екатерина; Прокопеня, Вероника Константиновна.

Студенческие Смольные чтения: Сборник трудов конференции. СПб. : «Астерион», 2020. p. 214-223.

Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceedingConference contributionpeer-review

Harvard

Саенко, Е & Прокопеня, ВК 2020, Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени. in Студенческие Смольные чтения: Сборник трудов конференции. «Астерион», СПб., pp. 214-223.

APA

Саенко, Е., & Прокопеня, В. К. (2020). Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени. In Студенческие Смольные чтения: Сборник трудов конференции (pp. 214-223). «Астерион».

Vancouver

Саенко Е, Прокопеня ВК. Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени. In Студенческие Смольные чтения: Сборник трудов конференции. СПб.: «Астерион». 2020. p. 214-223

Author

Саенко, Екатерина ; Прокопеня, Вероника Константиновна. / Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени. Студенческие Смольные чтения: Сборник трудов конференции. СПб. : «Астерион», 2020. pp. 214-223

BibTeX

@inproceedings{0a246201bafd4c93ac1ba6130ecf2daf,
title = "Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени",
abstract = "Каждый говорящий, решая, каким языковым выражением обозначить объект, совершает референциальный выбор. Многолетние исследования этого процесса показали, что на него оказывает влияние широкий набор как языковых, так и внеязыковых факторов. Однако до сих пор неясным остается вклад каждого из них. В представленном исследовании предпринимается попытка оценить взаимодействие факторов референциального выбора в связной устной речи при помощи нейросетевого моделирования. Для сбора данных была разработана специальная методика, позволяющая получить монологические устные тексты, сопоставимые по нелингвистическим условиям и содержащие в себе общие для всех закономерности. Участники должны были смотреть 6минутный немой черно-белый мультфильм и описывать происходящее на экране партнеру, который экрана не видел. Из полученных текстов были выделены все референциальные выражения (не являющиеся первыми упоминаниями референтов), после чего для каждого из выражений были определены значения факторов референциального выбора. Это позволило создать обучающие пары для нейросети: на вход подавался набор параметров, на выход - форма референциального выражения. После этапа обучения нейросеть определяла формы референциальных выражений по значениям факторов на двух тестовых множествах, одно из которых было получено с использованием другого видеоролика. Средний процент правильного определения формы референциального выражения был выше уровня случайности и не зависел от того, с каким текстом работала сеть. Это позволяет говорить о наличии общих закономерностей в процессе референциального выбора в связной устной речи. Второй этап нейромоделирования с поочередным исключением нескольких факторов показал, что ни в одном из случаев эффективность работы сети не снижается. Такой результат позволяет выдвинуть предположение о том, что ни один из факторов не оказывает решающего вклада в выбор формы референциального выражения.",
keywords = "РЕФЕРЕНЦИЯ, РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР, АНАФОРА, НЕЙРОСЕТЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ",
author = "Екатерина Саенко and Прокопеня, {Вероника Константиновна}",
year = "2020",
language = "русский",
isbn = "978-5-00045-862-4",
pages = "214--223",
booktitle = "Студенческие Смольные чтения",
publisher = "«Астерион»",
address = "Российская Федерация",

}

RIS

TY - GEN

T1 - Референциальный выбор при описании видеоролика в режиме реального времени

AU - Саенко, Екатерина

AU - Прокопеня, Вероника Константиновна

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Каждый говорящий, решая, каким языковым выражением обозначить объект, совершает референциальный выбор. Многолетние исследования этого процесса показали, что на него оказывает влияние широкий набор как языковых, так и внеязыковых факторов. Однако до сих пор неясным остается вклад каждого из них. В представленном исследовании предпринимается попытка оценить взаимодействие факторов референциального выбора в связной устной речи при помощи нейросетевого моделирования. Для сбора данных была разработана специальная методика, позволяющая получить монологические устные тексты, сопоставимые по нелингвистическим условиям и содержащие в себе общие для всех закономерности. Участники должны были смотреть 6минутный немой черно-белый мультфильм и описывать происходящее на экране партнеру, который экрана не видел. Из полученных текстов были выделены все референциальные выражения (не являющиеся первыми упоминаниями референтов), после чего для каждого из выражений были определены значения факторов референциального выбора. Это позволило создать обучающие пары для нейросети: на вход подавался набор параметров, на выход - форма референциального выражения. После этапа обучения нейросеть определяла формы референциальных выражений по значениям факторов на двух тестовых множествах, одно из которых было получено с использованием другого видеоролика. Средний процент правильного определения формы референциального выражения был выше уровня случайности и не зависел от того, с каким текстом работала сеть. Это позволяет говорить о наличии общих закономерностей в процессе референциального выбора в связной устной речи. Второй этап нейромоделирования с поочередным исключением нескольких факторов показал, что ни в одном из случаев эффективность работы сети не снижается. Такой результат позволяет выдвинуть предположение о том, что ни один из факторов не оказывает решающего вклада в выбор формы референциального выражения.

AB - Каждый говорящий, решая, каким языковым выражением обозначить объект, совершает референциальный выбор. Многолетние исследования этого процесса показали, что на него оказывает влияние широкий набор как языковых, так и внеязыковых факторов. Однако до сих пор неясным остается вклад каждого из них. В представленном исследовании предпринимается попытка оценить взаимодействие факторов референциального выбора в связной устной речи при помощи нейросетевого моделирования. Для сбора данных была разработана специальная методика, позволяющая получить монологические устные тексты, сопоставимые по нелингвистическим условиям и содержащие в себе общие для всех закономерности. Участники должны были смотреть 6минутный немой черно-белый мультфильм и описывать происходящее на экране партнеру, который экрана не видел. Из полученных текстов были выделены все референциальные выражения (не являющиеся первыми упоминаниями референтов), после чего для каждого из выражений были определены значения факторов референциального выбора. Это позволило создать обучающие пары для нейросети: на вход подавался набор параметров, на выход - форма референциального выражения. После этапа обучения нейросеть определяла формы референциальных выражений по значениям факторов на двух тестовых множествах, одно из которых было получено с использованием другого видеоролика. Средний процент правильного определения формы референциального выражения был выше уровня случайности и не зависел от того, с каким текстом работала сеть. Это позволяет говорить о наличии общих закономерностей в процессе референциального выбора в связной устной речи. Второй этап нейромоделирования с поочередным исключением нескольких факторов показал, что ни в одном из случаев эффективность работы сети не снижается. Такой результат позволяет выдвинуть предположение о том, что ни один из факторов не оказывает решающего вклада в выбор формы референциального выражения.

KW - РЕФЕРЕНЦИЯ

KW - РЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР

KW - АНАФОРА

KW - НЕЙРОСЕТЕВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=42690461&pff=1

M3 - статья в сборнике материалов конференции

SN - 978-5-00045-862-4

SP - 214

EP - 223

BT - Студенческие Смольные чтения

PB - «Астерион»

CY - СПб.

ER -

ID: 71875581