Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода. / Мальцева, Светлана Владиславовна; Фрезе, Анна Андреевна.
In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, No. 14, 12.2024, p. 151-169.Research output: Contribution to journal › Conference article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода
AU - Мальцева, Светлана Владиславовна
AU - Фрезе, Анна Андреевна
N1 - Conference code: XI
PY - 2024/12
Y1 - 2024/12
N2 - Собор в Энезе, известный как Фатих Джами, традиционно рассматривался в кругу памятников, непосредственно связанных с константинопольской архитектурной школой. Однако вопросы его датировки и роли в истории византийской архитектуры остаются открытыми. Данные последних архитектурных и археологических исследований храмов, возведенных с участием столичных мастеров в XI в., дают основания для рассмотрения собора в Энезе также в этом ряду. Конструктивные, технологические, композиционные и декоративные особенности Фатих Джами, находят свои ближайшие параллели в кафоликоне Неа Мони на Хиосе и Софийском соборе в Киеве. Обе церкви представляют постройки с участием столичных мастеров за пределами Константинополя и датируются 1030ым-1040ым гг. С церковью на Хиосе Фатих Джами сближает набор декоративных элементов, выложенных из плинфы, и характер оформления фасадов. Киевский Софийский собор в дополнение к аналогичным декоративным элементам демонстрирует и схожие черты объемно-пространственной композиции: удлиненный в западной части план наоса при отсутствии дополнительных восточных опор, а также устройство пониженных подпружных арок. Возможность датировки Фатих Джами временем около второй четверти – середины XI века подтверждается и новыми результатами дендрохронологического анализа.
AB - Собор в Энезе, известный как Фатих Джами, традиционно рассматривался в кругу памятников, непосредственно связанных с константинопольской архитектурной школой. Однако вопросы его датировки и роли в истории византийской архитектуры остаются открытыми. Данные последних архитектурных и археологических исследований храмов, возведенных с участием столичных мастеров в XI в., дают основания для рассмотрения собора в Энезе также в этом ряду. Конструктивные, технологические, композиционные и декоративные особенности Фатих Джами, находят свои ближайшие параллели в кафоликоне Неа Мони на Хиосе и Софийском соборе в Киеве. Обе церкви представляют постройки с участием столичных мастеров за пределами Константинополя и датируются 1030ым-1040ым гг. С церковью на Хиосе Фатих Джами сближает набор декоративных элементов, выложенных из плинфы, и характер оформления фасадов. Киевский Софийский собор в дополнение к аналогичным декоративным элементам демонстрирует и схожие черты объемно-пространственной композиции: удлиненный в западной части план наоса при отсутствии дополнительных восточных опор, а также устройство пониженных подпружных арок. Возможность датировки Фатих Джами временем около второй четверти – середины XI века подтверждается и новыми результатами дендрохронологического анализа.
KW - Фатих Джами в Энезе, византийская архитектура, Константинополь, Фракия, церковная архитектура
U2 - 10.18688/aa2414-2-11
DO - 10.18688/aa2414-2-11
M3 - статья в журнале по материалам конференции
SP - 151
EP - 169
JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства
JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства
SN - 2312-2129
IS - 14
T2 - XI международная конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства
Y2 - 14 October 2024 through 19 October 2024
ER -
ID: 128222006