Standard

Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода. / Мальцева, Светлана Владиславовна; Фрезе, Анна Андреевна.

In: Актуальные проблемы теории и истории искусства, No. 14, 12.2024, p. 151-169.

Research output: Contribution to journalConference articlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{08a50ab1f1d04b5686b7f92a7fa55a64,
title = "Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода",
abstract = "Собор в Энезе, известный как Фатих Джами, традиционно рассматривался в кругу памятников, непосредственно связанных с константинопольской архитектурной школой. Однако вопросы его датировки и роли в истории византийской архитектуры остаются открытыми. Данные последних архитектурных и археологических исследований храмов, возведенных с участием столичных мастеров в XI в., дают основания для рассмотрения собора в Энезе также в этом ряду. Конструктивные, технологические, композиционные и декоративные особенности Фатих Джами, находят свои ближайшие параллели в кафоликоне Неа Мони на Хиосе и Софийском соборе в Киеве. Обе церкви представляют постройки с участием столичных мастеров за пределами Константинополя и датируются 1030ым-1040ым гг. С церковью на Хиосе Фатих Джами сближает набор декоративных элементов, выложенных из плинфы, и характер оформления фасадов. Киевский Софийский собор в дополнение к аналогичным декоративным элементам демонстрирует и схожие черты объемно-пространственной композиции: удлиненный в западной части план наоса при отсутствии дополнительных восточных опор, а также устройство пониженных подпружных арок. Возможность датировки Фатих Джами временем около второй четверти – середины XI века подтверждается и новыми результатами дендрохронологического анализа.",
keywords = "Фатих Джами в Энезе, византийская архитектура, Константинополь, Фракия, церковная архитектура",
author = "Мальцева, {Светлана Владиславовна} and Фрезе, {Анна Андреевна}",
note = "Мальцева С.В., Фрезе А.А. Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2024. C. 151-169.; XI международная конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства , Актуальные проблемы ; Conference date: 14-10-2024 Through 19-10-2024",
year = "2024",
month = dec,
doi = "10.18688/aa2414-2-11",
language = "русский",
pages = "151--169",
journal = "Актуальные проблемы теории и истории искусства",
issn = "2312-2129",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "14",
url = "https://actual-art.spbu.ru/",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Фатих Джами в Энезе и соборное строительство средневизантийского периода

AU - Мальцева, Светлана Владиславовна

AU - Фрезе, Анна Андреевна

N1 - Conference code: XI

PY - 2024/12

Y1 - 2024/12

N2 - Собор в Энезе, известный как Фатих Джами, традиционно рассматривался в кругу памятников, непосредственно связанных с константинопольской архитектурной школой. Однако вопросы его датировки и роли в истории византийской архитектуры остаются открытыми. Данные последних архитектурных и археологических исследований храмов, возведенных с участием столичных мастеров в XI в., дают основания для рассмотрения собора в Энезе также в этом ряду. Конструктивные, технологические, композиционные и декоративные особенности Фатих Джами, находят свои ближайшие параллели в кафоликоне Неа Мони на Хиосе и Софийском соборе в Киеве. Обе церкви представляют постройки с участием столичных мастеров за пределами Константинополя и датируются 1030ым-1040ым гг. С церковью на Хиосе Фатих Джами сближает набор декоративных элементов, выложенных из плинфы, и характер оформления фасадов. Киевский Софийский собор в дополнение к аналогичным декоративным элементам демонстрирует и схожие черты объемно-пространственной композиции: удлиненный в западной части план наоса при отсутствии дополнительных восточных опор, а также устройство пониженных подпружных арок. Возможность датировки Фатих Джами временем около второй четверти – середины XI века подтверждается и новыми результатами дендрохронологического анализа.

AB - Собор в Энезе, известный как Фатих Джами, традиционно рассматривался в кругу памятников, непосредственно связанных с константинопольской архитектурной школой. Однако вопросы его датировки и роли в истории византийской архитектуры остаются открытыми. Данные последних архитектурных и археологических исследований храмов, возведенных с участием столичных мастеров в XI в., дают основания для рассмотрения собора в Энезе также в этом ряду. Конструктивные, технологические, композиционные и декоративные особенности Фатих Джами, находят свои ближайшие параллели в кафоликоне Неа Мони на Хиосе и Софийском соборе в Киеве. Обе церкви представляют постройки с участием столичных мастеров за пределами Константинополя и датируются 1030ым-1040ым гг. С церковью на Хиосе Фатих Джами сближает набор декоративных элементов, выложенных из плинфы, и характер оформления фасадов. Киевский Софийский собор в дополнение к аналогичным декоративным элементам демонстрирует и схожие черты объемно-пространственной композиции: удлиненный в западной части план наоса при отсутствии дополнительных восточных опор, а также устройство пониженных подпружных арок. Возможность датировки Фатих Джами временем около второй четверти – середины XI века подтверждается и новыми результатами дендрохронологического анализа.

KW - Фатих Джами в Энезе, византийская архитектура, Константинополь, Фракия, церковная архитектура

U2 - 10.18688/aa2414-2-11

DO - 10.18688/aa2414-2-11

M3 - статья в журнале по материалам конференции

SP - 151

EP - 169

JO - Актуальные проблемы теории и истории искусства

JF - Актуальные проблемы теории и истории искусства

SN - 2312-2129

IS - 14

T2 - XI международная конференция Актуальные проблемы теории и истории искусства

Y2 - 14 October 2024 through 19 October 2024

ER -

ID: 128222006