Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
Теория стереотипов в ряду других моделей организации знания. / Вилинбахова, Е.Л.; Аксенова, Н.В.; Крюкова, А. В.
Англистика XXI века : Материалы IX Всероссийской межвузовской научно-методической конференции. ed. / Александр Васильевич Зеленщиков. СПб. : Университетские Образовательные округа, 2019. p. 212-218.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Conference contribution › Research › peer-review
}
TY - GEN
T1 - Теория стереотипов в ряду других моделей организации знания
AU - Вилинбахова, Е.Л.
AU - Аксенова, Н.В.
AU - Крюкова, А. В.
N1 - Conference code: 1Х
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - В центре внимания находится теория стереотипов - коммуникативно ориентированная концепция значения языковых единиц, которая учитывает общепринятые представления об их денотатах - объектах или ситуациях, - распространённые в языковом коллективе - в сопоставлении стереотипов с другими моделями, которые описывают структурированные представления об объектах и ситуациях, как то: теория прототипов [Rosch 1973, 1975, 1978, 1988], теория фреймов [Minsky 1975], теория идеализированных когнитивных моделей [Lakoff 1987]. В литературе отмечается их несомненное сходство: Лайонз отождествляет стереотипы и прототипы, ср. «носители языка обычно оперируют тем, что получило названия прототипов (или стереотипов), и обычно то, о чём они хотят сказать, соответствует прототипу» [Лайонз 1995/2003: 111]. Лакофф говорит о сходстве стереотипов и его идеализированных когнитивных моделей: [Lakoff 1987/1990: 169]. Минский определяет фрейм как структуру данных для представления стереотипной ситуации [Minsky 1975: 1]. Несмотря на некоторые различия между разными концепциями, общие моменты представляются более значимыми. Стереотипы, прототипы, идеализированные когнитивные модели, фреймы, и пр. определяют ожидания их носителей о том, как должны протекать события, разворачиваться ситуации и функционировать объекты, что позволяет, с одной стороны, экономить усилия говорящего, а с другой стороны, автоматизировать процессы восприятия как на вербальном, так и на других уровнях.
AB - В центре внимания находится теория стереотипов - коммуникативно ориентированная концепция значения языковых единиц, которая учитывает общепринятые представления об их денотатах - объектах или ситуациях, - распространённые в языковом коллективе - в сопоставлении стереотипов с другими моделями, которые описывают структурированные представления об объектах и ситуациях, как то: теория прототипов [Rosch 1973, 1975, 1978, 1988], теория фреймов [Minsky 1975], теория идеализированных когнитивных моделей [Lakoff 1987]. В литературе отмечается их несомненное сходство: Лайонз отождествляет стереотипы и прототипы, ср. «носители языка обычно оперируют тем, что получило названия прототипов (или стереотипов), и обычно то, о чём они хотят сказать, соответствует прототипу» [Лайонз 1995/2003: 111]. Лакофф говорит о сходстве стереотипов и его идеализированных когнитивных моделей: [Lakoff 1987/1990: 169]. Минский определяет фрейм как структуру данных для представления стереотипной ситуации [Minsky 1975: 1]. Несмотря на некоторые различия между разными концепциями, общие моменты представляются более значимыми. Стереотипы, прототипы, идеализированные когнитивные модели, фреймы, и пр. определяют ожидания их носителей о том, как должны протекать события, разворачиваться ситуации и функционировать объекты, что позволяет, с одной стороны, экономить усилия говорящего, а с другой стороны, автоматизировать процессы восприятия как на вербальном, так и на других уровнях.
KW - ТЕОРИЯ СТЕРЕОТИПОВ
KW - ПРОТОТИПЫ
KW - ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЕ КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ
KW - ФРЕЙМЫ
KW - МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗНАНИЯ
KW - stereotype
KW - PROTOTYPE
KW - IDEALIZED COGNITIVE MODEL
KW - FRAME
KW - KNOWLEDGE REPRESENTATION
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=41174806
M3 - статья в сборнике материалов конференции
SN - 9785441600354
SP - 212
EP - 218
BT - Англистика XXI века
A2 - Зеленщиков, Александр Васильевич
PB - Университетские Образовательные округа
CY - СПб.
T2 - IX научно-методическая конференция «Англистика XXI века»,
Y2 - 24 January 2018 through 26 January 2018
ER -
ID: 61412213