Standard

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания. / Мочалова, Ирина Николаевна; Бегичев, Александр Димитриевич.

In: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, Vol. XV, No. 2, 2021, p. 90-109.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

Мочалова, Ирина Николаевна ; Бегичев, Александр Димитриевич. / Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания. In: ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2021 ; Vol. XV, No. 2. pp. 90-109.

BibTeX

@article{dda4b8734318400e84ff19db530357d8,
title = "Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания",
abstract = "В фокусе статьи феномен веротерпимости в религиозной политике императора Юлиана. Высказывается гипотеза, что объяснение того, почему последний языческий император, имеющий антихристианские взгляды и обладая всей верховной властью, не устраивает никаких кровавых репрессий в отношении своих религиозных противников, следует искать не в особенностях личности Юлина, а в своеобразии его неоплатонизма. Предпринятое исследование текстов Юлиана («К царю Солнцу», «Гимн к Матери Богов» и др.) показывает, что, следуя неоплатонистической традиции, заложенной Плотином, Юлиан утверждает, что боги как принципы, являясь частью универсума, подчинены процессу (закону) его развертывания, как и любая другая часть универсума. Это означает, что любой действие бога не является актом его свободной воли, а сводится к функционированию универсума как целого. Анализ трактата Саллюстия «О богах и мире» служит подтверждением предложенной интерпретации сущности и роли богов в неоплатонической теологии Юлиана. Статус императора-реформатора делает необходимой конкретизацию метафизических построений, которые становятся теоретическим фундаментом, позволяющим обосновать культурное строительство империи. В полемическом труде «Против галилеян» Юлиан представляет оригинальную концепцию богов-водителей народов, что позволяет ему объяснить этническое, культурное и религиозное разнообразие как необходимое и закономерное следствие «демиургии» космоса. Это означает, что религиозное разнообразие изначально заложено в природе универсума, которая разворачивается с помощью различных божеств. Восстать против разнообразия, утверждая универсализм (иудеи, христиане), означает, по мнению Юлиана, восстать против фундаментальных законов функционирования универсума в целом. Христиане, по мысли Юлиана, – это люди, лишенные национального бога, а значит и собственной природы, и своего места в космосе. Такое понимание делает обоснованными меры, направленные на ограничение влияния христианства в качестве приоритетной религии, и объясняет веротерпимую политику Юлиана.",
author = "Мочалова, {Ирина Николаевна} and Бегичев, {Александр Димитриевич}",
year = "2021",
language = "русский",
volume = "XV",
pages = "90--109",
journal = "ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ",
issn = "2410-3047",
publisher = "Plato Philosophical Society",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

AU - Мочалова, Ирина Николаевна

AU - Бегичев, Александр Димитриевич

PY - 2021

Y1 - 2021

N2 - В фокусе статьи феномен веротерпимости в религиозной политике императора Юлиана. Высказывается гипотеза, что объяснение того, почему последний языческий император, имеющий антихристианские взгляды и обладая всей верховной властью, не устраивает никаких кровавых репрессий в отношении своих религиозных противников, следует искать не в особенностях личности Юлина, а в своеобразии его неоплатонизма. Предпринятое исследование текстов Юлиана («К царю Солнцу», «Гимн к Матери Богов» и др.) показывает, что, следуя неоплатонистической традиции, заложенной Плотином, Юлиан утверждает, что боги как принципы, являясь частью универсума, подчинены процессу (закону) его развертывания, как и любая другая часть универсума. Это означает, что любой действие бога не является актом его свободной воли, а сводится к функционированию универсума как целого. Анализ трактата Саллюстия «О богах и мире» служит подтверждением предложенной интерпретации сущности и роли богов в неоплатонической теологии Юлиана. Статус императора-реформатора делает необходимой конкретизацию метафизических построений, которые становятся теоретическим фундаментом, позволяющим обосновать культурное строительство империи. В полемическом труде «Против галилеян» Юлиан представляет оригинальную концепцию богов-водителей народов, что позволяет ему объяснить этническое, культурное и религиозное разнообразие как необходимое и закономерное следствие «демиургии» космоса. Это означает, что религиозное разнообразие изначально заложено в природе универсума, которая разворачивается с помощью различных божеств. Восстать против разнообразия, утверждая универсализм (иудеи, христиане), означает, по мнению Юлиана, восстать против фундаментальных законов функционирования универсума в целом. Христиане, по мысли Юлиана, – это люди, лишенные национального бога, а значит и собственной природы, и своего места в космосе. Такое понимание делает обоснованными меры, направленные на ограничение влияния христианства в качестве приоритетной религии, и объясняет веротерпимую политику Юлиана.

AB - В фокусе статьи феномен веротерпимости в религиозной политике императора Юлиана. Высказывается гипотеза, что объяснение того, почему последний языческий император, имеющий антихристианские взгляды и обладая всей верховной властью, не устраивает никаких кровавых репрессий в отношении своих религиозных противников, следует искать не в особенностях личности Юлина, а в своеобразии его неоплатонизма. Предпринятое исследование текстов Юлиана («К царю Солнцу», «Гимн к Матери Богов» и др.) показывает, что, следуя неоплатонистической традиции, заложенной Плотином, Юлиан утверждает, что боги как принципы, являясь частью универсума, подчинены процессу (закону) его развертывания, как и любая другая часть универсума. Это означает, что любой действие бога не является актом его свободной воли, а сводится к функционированию универсума как целого. Анализ трактата Саллюстия «О богах и мире» служит подтверждением предложенной интерпретации сущности и роли богов в неоплатонической теологии Юлиана. Статус императора-реформатора делает необходимой конкретизацию метафизических построений, которые становятся теоретическим фундаментом, позволяющим обосновать культурное строительство империи. В полемическом труде «Против галилеян» Юлиан представляет оригинальную концепцию богов-водителей народов, что позволяет ему объяснить этническое, культурное и религиозное разнообразие как необходимое и закономерное следствие «демиургии» космоса. Это означает, что религиозное разнообразие изначально заложено в природе универсума, которая разворачивается с помощью различных божеств. Восстать против разнообразия, утверждая универсализм (иудеи, христиане), означает, по мнению Юлиана, восстать против фундаментальных законов функционирования универсума в целом. Христиане, по мысли Юлиана, – это люди, лишенные национального бога, а значит и собственной природы, и своего места в космосе. Такое понимание делает обоснованными меры, направленные на ограничение влияния христианства в качестве приоритетной религии, и объясняет веротерпимую политику Юлиана.

M3 - статья

VL - XV

SP - 90

EP - 109

JO - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

JF - ПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

SN - 2410-3047

IS - 2

ER -

ID: 90825630