Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Идея синтеза искусств в монументальном творчестве Марка Шагала. / Желонкина, Маргарита Дмитриевна.
In: Коммуникации. Медиа. Дизайн, Vol. 7, No. 3, 10.10.2022, p. 148-158.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Идея синтеза искусств в монументальном творчестве Марка Шагала
AU - Желонкина, Маргарита Дмитриевна
PY - 2022/10/10
Y1 - 2022/10/10
N2 - В настоящей статье предпринята попытка изучения монументальных произведений Марка Шагала зарубежного периода в контексте синтеза искусств. Исследование основывается на анализе произведений мастера, созданных им преимущественно для духовных и светских учреждений в период с 1950-1980 гг. во Франции, США и Израиле. Специфика исследования заключается в необходимости анализа не только художественного произведения как такового, но и художественного пространства как эстетического феномена, дополняющего произведение искусства. Автор исследования приходит к выводу, что художественно-стилистическая система Шагала не меняется в значительной степени даже исходя из того, какого типа произведение он создает - монументальное или станковое, - вследствие чего произведение и пространство вступают в конфликт. Примерами тому являются роспись плафона в парижской Гранд-Опера и витражи Реймсского собора, где произведения художника стилистически противоречат месту, для которого они создавались. Однако техника и медиа для пространства подбираются Шагалом особенно тщательно - будь то мозаика, витраж или гобелен. Так, мозаика «Четыре времени года» в Чейз Тауэр Плаза в Чикаго является блистательным примером гармонического взаимодействия художника и медиа. Вместе с тем Шагал остается целостным внутри собственной художественной системы и предельно актуальным и универсальным мастером.
AB - В настоящей статье предпринята попытка изучения монументальных произведений Марка Шагала зарубежного периода в контексте синтеза искусств. Исследование основывается на анализе произведений мастера, созданных им преимущественно для духовных и светских учреждений в период с 1950-1980 гг. во Франции, США и Израиле. Специфика исследования заключается в необходимости анализа не только художественного произведения как такового, но и художественного пространства как эстетического феномена, дополняющего произведение искусства. Автор исследования приходит к выводу, что художественно-стилистическая система Шагала не меняется в значительной степени даже исходя из того, какого типа произведение он создает - монументальное или станковое, - вследствие чего произведение и пространство вступают в конфликт. Примерами тому являются роспись плафона в парижской Гранд-Опера и витражи Реймсского собора, где произведения художника стилистически противоречат месту, для которого они создавались. Однако техника и медиа для пространства подбираются Шагалом особенно тщательно - будь то мозаика, витраж или гобелен. Так, мозаика «Четыре времени года» в Чейз Тауэр Плаза в Чикаго является блистательным примером гармонического взаимодействия художника и медиа. Вместе с тем Шагал остается целостным внутри собственной художественной системы и предельно актуальным и универсальным мастером.
KW - монументальное искусство, Марк Шагал, синтез искусств, интермедиальность, Опера Гарнье, художественное пространство
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=49809075
M3 - статья
VL - 7
SP - 148
EP - 158
JO - Коммуникации. Медиа. Дизайн
JF - Коммуникации. Медиа. Дизайн
SN - 2542-1395
IS - 3
ER -
ID: 102062877