Одним из важных феноменов психологии восприятия являются иллюзии. Для каждой из иллюзий существует множество попыток описания механизмов, являющихся их причиной, как физиологических, так и психологических. Однако описательные модели, которые зачастую применяются для объяснения, обладают недостаточной убедительностью, так как неоднозначно описывают данный механизм и не позволяют воспроизвести данный эффект на уровне генеративной модели.
Мы предлагаем использование генеративных нейросетевых моделей для проверки гипотез о нейрофизиологических механизмах психических явлений, например, таких как иллюзии. В процессе обучения такая модель функционирует как
испытуемый в эксперименте, выполняя те же функции, что даны в инструкции испытуемому,
или предварительно обучается на материале, по тем или иным параметрам идентичным с входными данными, поступающими на сенсорные входы человека, а потом выполняет экспериментальные задания, например.
В данной работе мы рассмотрим механизмы двух иллюзий, сильно отличающихся между собой по своим параметрам, причинам и возможным механизмам. Это иллюзия установки, изучавшаяся в школе Узнадзе, и иллюзия МюллераЛайера.
Полученные результаты показывают, что изучение различных психологических феноменов
путем моделирования нейронных сетей может быть успешным. В дальнейшем планируется оценка полученных эффектов, в частности ширины (угла наклона) стрелки на величину иллюзии на выборке реальных испытуемых, особенно проживающих в разных типах местности с высотной и малоэтажной застройкой. В зависимости от модели их иллюзии должны различаться по величине.
Итоги данного исследования показывают, что многие зрительные иллюзии возникают как следствие научения преобразованию двумерных изображений, поступающих на сетчатку глаза в 3dмодель окружающей среды мозговой нейронной сетью. Однако при этом преобразовании двумерных изображений информации о реальном объекте часто не хватает, что вынуждает нервную систему интерпретировать максимально вероятный результат, который в некоторых случаях не является верным.