Standard

Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности. / Костромина, Светлана Николаевна; Гришина, Наталия Владимировна; Зиновьева, Елена Викторовна; Москвичева, Наталья Львовна.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, Vol. 8, No. 4, 2018, p. 341-357.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{ccef334e3bd8439489025c34bf1b4457,
title = "Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности",
abstract = "Раскрывается понятие жизненной модели как конструкта, конкретизирующего понятие жизненного сценария. В настоящее время проблематика жизненного пути и жизненного сценария переживает новый этап развития, что связано с глобальными изменениями современного общества, расширяющимися возможностями для жизнетворчества. Одной из исследовательских задач становится разработка концептов, конкретизирующих ключевые термины в этом проблемном поле. Анализ эволюции идей о жизненном сценарии позволяет уйти от его трактовки как неосознанной структуры, детерминированной ранним опытом, и рассматривать его как многомерный конструкт, соединяющий разные контексты существования человека. Современные методические подходы к изучению жизненного сценария представлены в трех аспектах: социологическом (расписание жизни), практико-ориентированном(опыт и установки, усвоенные в детстве) и исследовательском (через описание жизненного пути на разных возрастных этапах, событийного ряда и личной истории). Сравнение методов, использующихся для изучения жизненного сценария, позволяет выделить их преимущества и ограничения. Методическая разнонаправленность в исследованиях жизненного сценария проявляется в получении данных, которые трудно сопоставимы из-за разных теоретических позиций и используемых методических подходов. Предлагаемый концепт «жизненная модель» интегрирует разныесоставляющие жизненного сценария и понимается как его часть, реализуемая человеком в конкретной жизненной сфере. Среди них в качестве основных выделены профессиональная сфера, сфера близких отношений и персональная сфера. Каждая описывается жизненной моделью с соответствующими ей характеристиками и параметрами, доступными эмпирическому изучению. Конкретизация жизненного сценария через концепт жизненной модели и предлагаемый в статье вариант ее операционализации создает условия для изучения жизненного сценария в разных исследовательских ракурсах.",
keywords = "жизненный путь, жизненный сценарий, жизненная модель, жизненный выбор.",
author = "Костромина, {Светлана Николаевна} and Гришина, {Наталия Владимировна} and Зиновьева, {Елена Викторовна} and Москвичева, {Наталья Львовна}",
year = "2018",
doi = "10.21638/11701/spbu16.2018.403",
language = "русский",
volume = "8",
pages = "341--357",
journal = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология ",
issn = "2658-3607",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Жизненная модель как конструкт изучения жизненного сценария личности

AU - Костромина, Светлана Николаевна

AU - Гришина, Наталия Владимировна

AU - Зиновьева, Елена Викторовна

AU - Москвичева, Наталья Львовна

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Раскрывается понятие жизненной модели как конструкта, конкретизирующего понятие жизненного сценария. В настоящее время проблематика жизненного пути и жизненного сценария переживает новый этап развития, что связано с глобальными изменениями современного общества, расширяющимися возможностями для жизнетворчества. Одной из исследовательских задач становится разработка концептов, конкретизирующих ключевые термины в этом проблемном поле. Анализ эволюции идей о жизненном сценарии позволяет уйти от его трактовки как неосознанной структуры, детерминированной ранним опытом, и рассматривать его как многомерный конструкт, соединяющий разные контексты существования человека. Современные методические подходы к изучению жизненного сценария представлены в трех аспектах: социологическом (расписание жизни), практико-ориентированном(опыт и установки, усвоенные в детстве) и исследовательском (через описание жизненного пути на разных возрастных этапах, событийного ряда и личной истории). Сравнение методов, использующихся для изучения жизненного сценария, позволяет выделить их преимущества и ограничения. Методическая разнонаправленность в исследованиях жизненного сценария проявляется в получении данных, которые трудно сопоставимы из-за разных теоретических позиций и используемых методических подходов. Предлагаемый концепт «жизненная модель» интегрирует разныесоставляющие жизненного сценария и понимается как его часть, реализуемая человеком в конкретной жизненной сфере. Среди них в качестве основных выделены профессиональная сфера, сфера близких отношений и персональная сфера. Каждая описывается жизненной моделью с соответствующими ей характеристиками и параметрами, доступными эмпирическому изучению. Конкретизация жизненного сценария через концепт жизненной модели и предлагаемый в статье вариант ее операционализации создает условия для изучения жизненного сценария в разных исследовательских ракурсах.

AB - Раскрывается понятие жизненной модели как конструкта, конкретизирующего понятие жизненного сценария. В настоящее время проблематика жизненного пути и жизненного сценария переживает новый этап развития, что связано с глобальными изменениями современного общества, расширяющимися возможностями для жизнетворчества. Одной из исследовательских задач становится разработка концептов, конкретизирующих ключевые термины в этом проблемном поле. Анализ эволюции идей о жизненном сценарии позволяет уйти от его трактовки как неосознанной структуры, детерминированной ранним опытом, и рассматривать его как многомерный конструкт, соединяющий разные контексты существования человека. Современные методические подходы к изучению жизненного сценария представлены в трех аспектах: социологическом (расписание жизни), практико-ориентированном(опыт и установки, усвоенные в детстве) и исследовательском (через описание жизненного пути на разных возрастных этапах, событийного ряда и личной истории). Сравнение методов, использующихся для изучения жизненного сценария, позволяет выделить их преимущества и ограничения. Методическая разнонаправленность в исследованиях жизненного сценария проявляется в получении данных, которые трудно сопоставимы из-за разных теоретических позиций и используемых методических подходов. Предлагаемый концепт «жизненная модель» интегрирует разныесоставляющие жизненного сценария и понимается как его часть, реализуемая человеком в конкретной жизненной сфере. Среди них в качестве основных выделены профессиональная сфера, сфера близких отношений и персональная сфера. Каждая описывается жизненной моделью с соответствующими ей характеристиками и параметрами, доступными эмпирическому изучению. Конкретизация жизненного сценария через концепт жизненной модели и предлагаемый в статье вариант ее операционализации создает условия для изучения жизненного сценария в разных исследовательских ракурсах.

KW - жизненный путь, жизненный сценарий, жизненная модель, жизненный выбор.

U2 - 10.21638/11701/spbu16.2018.403

DO - 10.21638/11701/spbu16.2018.403

M3 - статья

VL - 8

SP - 341

EP - 357

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология

SN - 2658-3607

IS - 4

ER -

ID: 37174867