Предмет статьи – так называемые эпистемологические конфликты, то есть противостояние между релятивизмом и реализмом в исследовании феномена науки. Данное противостояние выходит за рамки философии науки и имеет значение для всего современного общественного бытия. В статье рассматриваются конструктивные возможности современной отечественной конфликтологической парадигмы для анализа таких эпистемологических конфликтов. Выдвигается тезис о необходимости внимания к проблеме идентификации релятивизма в контексте проблемы разрешения конфликтной ситуации. В ходе анализа идей так называемых релятивистов обнаруживается, что тот радикальный смысл релятивизма – плюрализм нормативных оснований, который представляет опасность для понимания науки и ставит под сомнение признание ее в качестве значимой ценности, не разделяется однозначно теми, кого обычно относят к лагерю релятивистов. Напротив, те смыслы, которые используют так называемые релятивисты для самоидентификации, часто рациональны и могут быть допущены в контексте