Standard

Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания. / Григорьева, Е.Н.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , Vol. 15, No. 4, 2018, p. 544-551.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Григорьева, ЕН 2018, 'Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , vol. 15, no. 4, pp. 544-551.

APA

Григорьева, Е. Н. (2018). Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА , 15(4), 544-551.

Vancouver

Григорьева ЕН. Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания. ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА . 2018;15(4):544-551.

Author

Григорьева, Е.Н. / Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания. In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА . 2018 ; Vol. 15, No. 4. pp. 544-551.

BibTeX

@article{9c87489dc35e49bcaa9fc9c708dbfb9e,
title = "Спецсеминар В.М. Марковича {"}Классика и авангард{"}: Методологические основания",
abstract = "Для выяснения методологических оснований спецсеминара В. М. Марковича «Классика и авангард» и - шире - научной деятельности ученого как таковой проанализирован литературоведческий сюжет, связанный с изучением Н. В. Гоголя. Статья Ю. М. Лотмана «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968) демонстрирует общую установку структурализма на описание конкретного произведения как реализации более общих закономерностей художественного текста как такового. Монография Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» (1978) - классическое типологическое описание форм, выполненное на материале гоголевской прозы. Ученый строго придерживается избранных принципов: ставя во главу угла определенную эстетическую категорию, он внимательно следит за ее изменением в рамках изучаемой системы. Результатом исследования и оказывается описание системы. Спустя 12 лет после выхода работы Манна Маркович опубликовал монографию «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (1989). В предисловии, определяя специфику художественного произведения, автор явно следует за классическими работами формально-структурального литературоведения. Но, уравнивая в правах анализ, интуицию и чуткое читательское восприятие в деле постижения всей смысловой полноты текста, он легитимизирует практики, свойственные противостоящей структурализму герменевтике. Исследователь фиксирует «странности» гоголевской поэтики и сопоставляет эти «странности» с широким литературным контекстом. При этом Маркович постоянно «проверяет» полученные результаты читательской рецепцией, апеллируя и к сознанию имплицитного читателя, реконструируемому из гоголевских текстов, и к реальным современным Гоголю читателям, чьи возможности восприятия подготовлены определенной культурно-исторической эпохой. Так в поле исследовательских методик входят практики, присущие рецептивной эстетике. Контекст работ Лотмана и Манна позволяет определить уникальную позицию Марковича, совмещающую структуральный анализ, принципы рецептивной эстетики и дивинацию. Такая методологическая «открытость» обеспечивает возможность внутренней динамики, а устремленность к пониманию превращает каждое исследование в герменевтическое прочтение текста, не исчерпывающее, но открывающее новые смысловые пласты русской классики.",
author = "Е.Н. Григорьева",
year = "2018",
language = "русский",
volume = "15",
pages = "544--551",
journal = " ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ",
issn = "2541-9358",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Спецсеминар В.М. Марковича "Классика и авангард": Методологические основания

AU - Григорьева, Е.Н.

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Для выяснения методологических оснований спецсеминара В. М. Марковича «Классика и авангард» и - шире - научной деятельности ученого как таковой проанализирован литературоведческий сюжет, связанный с изучением Н. В. Гоголя. Статья Ю. М. Лотмана «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968) демонстрирует общую установку структурализма на описание конкретного произведения как реализации более общих закономерностей художественного текста как такового. Монография Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» (1978) - классическое типологическое описание форм, выполненное на материале гоголевской прозы. Ученый строго придерживается избранных принципов: ставя во главу угла определенную эстетическую категорию, он внимательно следит за ее изменением в рамках изучаемой системы. Результатом исследования и оказывается описание системы. Спустя 12 лет после выхода работы Манна Маркович опубликовал монографию «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (1989). В предисловии, определяя специфику художественного произведения, автор явно следует за классическими работами формально-структурального литературоведения. Но, уравнивая в правах анализ, интуицию и чуткое читательское восприятие в деле постижения всей смысловой полноты текста, он легитимизирует практики, свойственные противостоящей структурализму герменевтике. Исследователь фиксирует «странности» гоголевской поэтики и сопоставляет эти «странности» с широким литературным контекстом. При этом Маркович постоянно «проверяет» полученные результаты читательской рецепцией, апеллируя и к сознанию имплицитного читателя, реконструируемому из гоголевских текстов, и к реальным современным Гоголю читателям, чьи возможности восприятия подготовлены определенной культурно-исторической эпохой. Так в поле исследовательских методик входят практики, присущие рецептивной эстетике. Контекст работ Лотмана и Манна позволяет определить уникальную позицию Марковича, совмещающую структуральный анализ, принципы рецептивной эстетики и дивинацию. Такая методологическая «открытость» обеспечивает возможность внутренней динамики, а устремленность к пониманию превращает каждое исследование в герменевтическое прочтение текста, не исчерпывающее, но открывающее новые смысловые пласты русской классики.

AB - Для выяснения методологических оснований спецсеминара В. М. Марковича «Классика и авангард» и - шире - научной деятельности ученого как таковой проанализирован литературоведческий сюжет, связанный с изучением Н. В. Гоголя. Статья Ю. М. Лотмана «Проблема художественного пространства в прозе Гоголя» (1968) демонстрирует общую установку структурализма на описание конкретного произведения как реализации более общих закономерностей художественного текста как такового. Монография Ю. В. Манна «Поэтика Гоголя» (1978) - классическое типологическое описание форм, выполненное на материале гоголевской прозы. Ученый строго придерживается избранных принципов: ставя во главу угла определенную эстетическую категорию, он внимательно следит за ее изменением в рамках изучаемой системы. Результатом исследования и оказывается описание системы. Спустя 12 лет после выхода работы Манна Маркович опубликовал монографию «Петербургские повести Н. В. Гоголя» (1989). В предисловии, определяя специфику художественного произведения, автор явно следует за классическими работами формально-структурального литературоведения. Но, уравнивая в правах анализ, интуицию и чуткое читательское восприятие в деле постижения всей смысловой полноты текста, он легитимизирует практики, свойственные противостоящей структурализму герменевтике. Исследователь фиксирует «странности» гоголевской поэтики и сопоставляет эти «странности» с широким литературным контекстом. При этом Маркович постоянно «проверяет» полученные результаты читательской рецепцией, апеллируя и к сознанию имплицитного читателя, реконструируемому из гоголевских текстов, и к реальным современным Гоголю читателям, чьи возможности восприятия подготовлены определенной культурно-исторической эпохой. Так в поле исследовательских методик входят практики, присущие рецептивной эстетике. Контекст работ Лотмана и Манна позволяет определить уникальную позицию Марковича, совмещающую структуральный анализ, принципы рецептивной эстетики и дивинацию. Такая методологическая «открытость» обеспечивает возможность внутренней динамики, а устремленность к пониманию превращает каждое исследование в герменевтическое прочтение текста, не исчерпывающее, но открывающее новые смысловые пласты русской классики.

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=36804312

M3 - статья

VL - 15

SP - 544

EP - 551

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

SN - 2541-9358

IS - 4

ER -

ID: 39174957