Понятие тождества личности неразрывно связано с проблемой соотносимости различных состояний на протяжении жизненного пути, а также с аспектом особенности, неповторимости человека. На данный момент самым прогрессивным подходом в рассмотрении этого вопроса выступает нарративный подход, отчасти потому что позволяет взглянуть на личность в ее динамике, континуальности. Такой подход дает основания для заботы о будущих состояниях. В его рамках для обнаружения тождества личности необходимо выстраивание подобия биографического рассказа. К этому нарративу применяются как внутренние требования (определенность перспективы, интеллигибельность траектории психической жизни, телеологическая направленность), так и внешние (возможность вербализации, правдоподобность) [1]. Полагаю, кинематограф располагает неповторимым инструментарием для демонстрации этих требований – монтаж, флэшбеки, фокусировка камеры, смена перспективы и прочее. Нарративный подход представляется мне незаменимым для сюжета в хронофантастической размерности: где физиологический отступает из-за появления внешних двойников из разных временных пластов, а психологический вытесняется неконтролируемым умножением психических состояний личности (опять же, из-за появления одной и той же личности из разных времен и вмешательства в предопределенный ход событий). Эта характеристика подходит и к попыткам изобразить в кино параллельные миры – с той лишь разницей, что двойники не сталкиваются в одном измерении, а существуют в различных действительностях. В вопросе определения тождества конкретной личности нам необходимо обращаться к перспективе первого лица [2]. Я полагаю, что двойничество (N из прошлого/ N из настоящего) в фантастических фильмах добавляет к столь незаменимой перспективе и взгляд третьего лица, что позволяет рассмотреть ситуацию наиболее полно. В связи с этим нумерическое тождество (N=N, коль скоро N такой один) расщепляется, а качественное (N1=N2, коль скоро они близнецы) принимается лишь с некоторыми оговорками. [3]. Если в двух классических подходах (физиологическом и психологическом) речь идет преимущественно о сходстве человеческих состояний (тела или сознания) на различных стадиях развития личности, то нарративный говорит о преемственности психологических характеристик, обоснованной возможности их замещения. Именно этот подход позволяет нам поставить важнейшие вопросы для разговора о параллельных мирах (о каузальности, направленности, достоверности происходящего). В контексте хронофантастики психологический подход кажется несовершенным из-за чрезмерности обращения к прошлому, поиска достоверности и обоснованности именно в ушедшем. Эта особенность была отмечена еще Джоном Локком, в его размышлениях и содержится основание для моего стремления найти подход совершеннее, нежели психологический: «И насколько это сознание может быть направлено назад, к какому-нибудь прошлому действию или мысли, настолько простирается тождество этой личности…» [4]. Я не считаю что можно обойтись одной памятью – она нередко подводит нас, а нарративный подход в сочетании с хронофантастикой дает возможность переместиться в прошлое и непосредственно контактировать с минувшей ситуацией, а также обратиться к будущему.
Примечания
1. Волков Д.Б. Нарративный подход как решение проблемы тождества // Вестник СПБГУ, 2016. Сер. 17. Выпуск 4. С. 21 – 32
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/narrativnyy-podhod-kak-reshenie-problemy-tozhdestva (дата обращения: 26. 07. 2018)
2. См. об этом: Секацкая М.А. Разеев Д.Н. Чирва Д.В. Кто мы такие? Современные теории тождества личности. СПБ: РГНФ, 2015. С. 20
3. См. об этом: Олсон, Эрик Т. Тождество личности // Стэнфордская философская энциклопедия: переводы избранных статей / под ред. Д.Б. Волкова, В.В. Васильева, М.О. Кедровой. URL: http://philosophy.ru/identity-personal/ (дата обращения: 26.07.2018)
4. Локк Дж. Сочинения: в 3-х т. Т. 1. Опыт о человеческом разумении. М: Мысль, 1985. С. 387-388