Тезисы посвящены результатам исследования, целью которого было выявление образа взрослости, симптомов кризиса и проблемных областей у старших подростков с разной сформированностью интересов, анализ взаимосвязей кризисной симптоматики с выраженностью интересов у подростков. В исследовании приняло участие 67 человек из 9 классов: 47 девушек и 20 юношей. Средний возраст подростков составил 15 лет и 2 месяца.Методы исследования: карта интересов А.Е. Голомштока в модификации Л.В. Рыкман, «Анкета интересов» (авторская разработка), методика исследования представления о собственной взрослости О.В.Курышевой, опросник выраженности симптомов подросткового кризиса В.Е.Василенко (форма для подростков) и методика «Психологические проблемы подростков» Л.А.Регуш, Е.В.Алексеевой, А.В.Орловой, Ю.С.Пежемской. Регрессионный анализ выявил, что 16% дисперсии «общего показателя кризиса» обусловлено влиянием двух предикторов: интерес подростков в области «психология и социальные службы» и «отношение родителей к интересам подростка». Также регрессионный анализ выявил, что 28% дисперсии общего показателя «проблемной озабоченности» обусловлено влиянием трех предикторов: интерес к области «право и юриспруденция», частота свободного времени и изменение увлечений.
Таким образом, наибольшее влияние на общую выраженность кризиса оказывает: предпочитаемая область знаний, отношение родителей к интересам подростка. Выявленные взаимосвязи более сформированного новообразования кризиса - образа взрослости у подростков с более выраженными аффектом неадекватности, нормативной эмансипации и озабоченностью проблемами общества подчеркивают единство конструктивной и деструктивной составляющих кризиса.