Standard

РОМАН И ЕГО ГЕРОЙ: ЛИТЕРАТУРА КАК НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ. / Соколов, Алексей Михайлович; Кузнецов, Никита Всеволодович.

In: Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, Vol. 41, No. 1, 4, 02.2025, p. 42-52.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Соколов, АМ & Кузнецов, НВ 2025, 'РОМАН И ЕГО ГЕРОЙ: ЛИТЕРАТУРА КАК НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ', Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология, vol. 41, no. 1, 4, pp. 42-52. <https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82567832>

APA

Vancouver

Соколов АМ, Кузнецов НВ. РОМАН И ЕГО ГЕРОЙ: ЛИТЕРАТУРА КАК НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ. Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2025 Feb;41(1):42-52. 4.

Author

BibTeX

@article{6cd2d85914b241fb8857f676185ae945,
title = "РОМАН И ЕГО ГЕРОЙ: ЛИТЕРАТУРА КАК НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ",
abstract = "В статье рассматривается соотношение философии и литературы в мировоззренческой системе. Художественно-образная (литературная) форма является первичной по отношению к понятийно-категориальному (философскому) обобщению, определяющему ценностно-смысловой горизонт мировоззренческого поля. Авторский интерес обращен к роману как художественной стилизации, отражающей индивидуалистическую тенденцию буржуазного самосознания, актуализирующую проблематику субъективности, философски представленную в системах трансцендентального идеализма. Особое внимание авторы уделяют специфическому развитию романа в модальности русского критического реализма, который, с одной стороны, «завершил» классическую форму романа, радикально переосмыслив индивидуалистическое самоотчуждение героя; а с другой - наметил новую тенденцию художественного развития героя-романа, начавшую осуществляться в произведениях социалистического реализма. Авторы считают, что критическое переосмысление отчуждения героем своей социальной сущности в русской литературе отражало как принципиальную неприязнь буржуазных ценностей, так и деструктивный характер развития капитализма в России. По мнению авторов, в социалистическом реализме самым значимым является поиск формы, актуализирующей новый тип литературного героя, соответствующего новому типу субъекта социокультурного строительства. Социалистический реализм, художественно обобщая опыт революционных преобразований в СССР, предвосхищает философское осмысление и теоретическое обоснование социалистической практики, осуществляемой субъектом, преодолевшим внутреннее отчуждение своей социальной сущности. Кризис социалистического реализма в художественном отражении сущностных сторон советского общества был обусловлен трудностями роста социокультурного организма, не имеющего аналога в истории, открывающего новые пути, изобретающего новые методы развития. Преодоление данного кризиса предполагает преодоление трудностей, связанных с выходом общества на новый виток исторического развития.",
keywords = "роман., мировоззрение, критический реализм, социалистический реализм, трансцендентальный идеализм, отчуждение, литературный герой, индивидуализм",
author = "Соколов, {Алексей Михайлович} and Кузнецов, {Никита Всеволодович}",
note = "Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2025. Т. 41. № 1. С. 42-52.",
year = "2025",
month = feb,
language = "русский",
volume = "41",
pages = "42--52",
journal = " Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология ",
issn = "2542-2278",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - РОМАН И ЕГО ГЕРОЙ: ЛИТЕРАТУРА КАК НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

AU - Соколов, Алексей Михайлович

AU - Кузнецов, Никита Всеволодович

N1 - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2025. Т. 41. № 1. С. 42-52.

PY - 2025/2

Y1 - 2025/2

N2 - В статье рассматривается соотношение философии и литературы в мировоззренческой системе. Художественно-образная (литературная) форма является первичной по отношению к понятийно-категориальному (философскому) обобщению, определяющему ценностно-смысловой горизонт мировоззренческого поля. Авторский интерес обращен к роману как художественной стилизации, отражающей индивидуалистическую тенденцию буржуазного самосознания, актуализирующую проблематику субъективности, философски представленную в системах трансцендентального идеализма. Особое внимание авторы уделяют специфическому развитию романа в модальности русского критического реализма, который, с одной стороны, «завершил» классическую форму романа, радикально переосмыслив индивидуалистическое самоотчуждение героя; а с другой - наметил новую тенденцию художественного развития героя-романа, начавшую осуществляться в произведениях социалистического реализма. Авторы считают, что критическое переосмысление отчуждения героем своей социальной сущности в русской литературе отражало как принципиальную неприязнь буржуазных ценностей, так и деструктивный характер развития капитализма в России. По мнению авторов, в социалистическом реализме самым значимым является поиск формы, актуализирующей новый тип литературного героя, соответствующего новому типу субъекта социокультурного строительства. Социалистический реализм, художественно обобщая опыт революционных преобразований в СССР, предвосхищает философское осмысление и теоретическое обоснование социалистической практики, осуществляемой субъектом, преодолевшим внутреннее отчуждение своей социальной сущности. Кризис социалистического реализма в художественном отражении сущностных сторон советского общества был обусловлен трудностями роста социокультурного организма, не имеющего аналога в истории, открывающего новые пути, изобретающего новые методы развития. Преодоление данного кризиса предполагает преодоление трудностей, связанных с выходом общества на новый виток исторического развития.

AB - В статье рассматривается соотношение философии и литературы в мировоззренческой системе. Художественно-образная (литературная) форма является первичной по отношению к понятийно-категориальному (философскому) обобщению, определяющему ценностно-смысловой горизонт мировоззренческого поля. Авторский интерес обращен к роману как художественной стилизации, отражающей индивидуалистическую тенденцию буржуазного самосознания, актуализирующую проблематику субъективности, философски представленную в системах трансцендентального идеализма. Особое внимание авторы уделяют специфическому развитию романа в модальности русского критического реализма, который, с одной стороны, «завершил» классическую форму романа, радикально переосмыслив индивидуалистическое самоотчуждение героя; а с другой - наметил новую тенденцию художественного развития героя-романа, начавшую осуществляться в произведениях социалистического реализма. Авторы считают, что критическое переосмысление отчуждения героем своей социальной сущности в русской литературе отражало как принципиальную неприязнь буржуазных ценностей, так и деструктивный характер развития капитализма в России. По мнению авторов, в социалистическом реализме самым значимым является поиск формы, актуализирующей новый тип литературного героя, соответствующего новому типу субъекта социокультурного строительства. Социалистический реализм, художественно обобщая опыт революционных преобразований в СССР, предвосхищает философское осмысление и теоретическое обоснование социалистической практики, осуществляемой субъектом, преодолевшим внутреннее отчуждение своей социальной сущности. Кризис социалистического реализма в художественном отражении сущностных сторон советского общества был обусловлен трудностями роста социокультурного организма, не имеющего аналога в истории, открывающего новые пути, изобретающего новые методы развития. Преодоление данного кризиса предполагает преодоление трудностей, связанных с выходом общества на новый виток исторического развития.

KW - роман.

KW - мировоззрение

KW - критический реализм

KW - социалистический реализм

KW - трансцендентальный идеализм

KW - отчуждение

KW - литературный герой

KW - индивидуализм

M3 - статья

VL - 41

SP - 42

EP - 52

JO - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

JF - Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология

SN - 2542-2278

IS - 1

M1 - 4

ER -

ID: 145130057