В статье предлагается новый взгляд на понимание идейной и философской структуры пьесы М. Горького «На дне» (1902). Как показывает анализ, в основе пьесы лежит не дуалистическое противопоставление концептуальных понятий «истина» и «сострадание», «правда» и «ложь», но поступательный синтез философских идей, сформированных движением от низшего к высшему. В отличие от привычного дуализма, традиционного для отечественного горьковедения, в статье рассматривается триада горьковских философем «язычество — христианство — новая философия», последовательно опосредованных идеями платонизма, толстовства и ницшеанства. В статье рассматривается, как система персонажей пьесы Горького распадается на три условные группы, посредством которых прослеживается поэтапная эволюция формирования горьковского образа Человека. Анализ показывает, как от «диких» люди-зверей (по Платону), через религиозно уверовавших в единого Бога (Христа), герои Горького поднимаются на высшую ступень эволюционной лестницы — к Гордому Человеку (вслед за Ни