Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов. / Тульчинский, Григорий Львович.
In: НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ, Vol. 16, No. 2, 2020, p. 23-44.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов
AU - Тульчинский, Григорий Львович
N1 - Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов // Наука телевидения. 2020, т.16, № 2, с.23-44. DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.2-23-41
PY - 2020
Y1 - 2020
N2 - Эстетизация - суть концепция теории и практики осмысления действительности посредством неутилитарного восприятия и переживания, которые выводят за рамки обыденного опыта. На этом основана привлекательность как артефактов художественного творчества, так и искусства в целом - как социально-культурной практики. XX столетие принесло расширение эстетизации на сферу повседневного опыта - вплоть до массового потребления и публичной политики. Однако в наши дни ситуация радикально изменилась - сама повседневная практика предстала остраненной на экранах мониторов компьютеров и гаджетов. Современная экранная культура в немалой степени способствует дальнейшей радикальной трансформации эстетизации. Речь идет о двух взаимосвязанных процессах. Первый процесс связан со сменой акцентуации в трансляции содержания артефактов: от трансляции устойчивого социального значения к фиксации и трансляции текучих личностных смыслов (эмоций и переживаний). Второй процесс связан с ускорением таких трансляций, мало доступных для осмысления и рефлексии. В результате презентация социального жизненного опыта, его понимание и осмысление редуцируется к потоку обработки оцифрованных данных. Тем самым, трактовка эстетизации в наши дни испытывает серьезный вызов. Либо сам этот поток данных, «остраняющих» реальность представляемых на экранах мониторов и гаджетов, буквально и есть эстетизация. Либо фактическая десубъективация этого потока элиминирует эстетизацию. Тем самым, с одной стороны, актуальной становится задача комплексной гуманитарной экспертизы упомянутых процессов. С другой стороны, если весь мир есть поле художественного осмысления, то нынешние технологии экранной презентации этого поля позволяют ставить вопрос о возрождении практики и института парресии как личной ответственности за участие в этом потоке презентаций.
AB - Эстетизация - суть концепция теории и практики осмысления действительности посредством неутилитарного восприятия и переживания, которые выводят за рамки обыденного опыта. На этом основана привлекательность как артефактов художественного творчества, так и искусства в целом - как социально-культурной практики. XX столетие принесло расширение эстетизации на сферу повседневного опыта - вплоть до массового потребления и публичной политики. Однако в наши дни ситуация радикально изменилась - сама повседневная практика предстала остраненной на экранах мониторов компьютеров и гаджетов. Современная экранная культура в немалой степени способствует дальнейшей радикальной трансформации эстетизации. Речь идет о двух взаимосвязанных процессах. Первый процесс связан со сменой акцентуации в трансляции содержания артефактов: от трансляции устойчивого социального значения к фиксации и трансляции текучих личностных смыслов (эмоций и переживаний). Второй процесс связан с ускорением таких трансляций, мало доступных для осмысления и рефлексии. В результате презентация социального жизненного опыта, его понимание и осмысление редуцируется к потоку обработки оцифрованных данных. Тем самым, трактовка эстетизации в наши дни испытывает серьезный вызов. Либо сам этот поток данных, «остраняющих» реальность представляемых на экранах мониторов и гаджетов, буквально и есть эстетизация. Либо фактическая десубъективация этого потока элиминирует эстетизацию. Тем самым, с одной стороны, актуальной становится задача комплексной гуманитарной экспертизы упомянутых процессов. С другой стороны, если весь мир есть поле художественного осмысления, то нынешние технологии экранной презентации этого поля позволяют ставить вопрос о возрождении практики и института парресии как личной ответственности за участие в этом потоке презентаций.
KW - АТТРАКТИВНОСТЬ
KW - глубокая семиотика.
KW - НЕУТИЛИТАРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
KW - ПАРРЕСИЯ
KW - переживания
KW - ЦИФРОВИЗАЦИЯ
KW - экранная культура
KW - эстетизация
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43923961
M3 - статья
VL - 16
SP - 23
EP - 44
JO - НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
JF - НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ
SN - 1994-9529
IS - 2
ER -
ID: 69862770