Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{671dc6f0852844b7a98b38f7151fc734,
title = "Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов",
abstract = "Эстетизация - суть концепция теории и практики осмысления действительности посредством неутилитарного восприятия и переживания, которые выводят за рамки обыденного опыта. На этом основана привлекательность как артефактов художественного творчества, так и искусства в целом - как социально-культурной практики. XX столетие принесло расширение эстетизации на сферу повседневного опыта - вплоть до массового потребления и публичной политики. Однако в наши дни ситуация радикально изменилась - сама повседневная практика предстала остраненной на экранах мониторов компьютеров и гаджетов. Современная экранная культура в немалой степени способствует дальнейшей радикальной трансформации эстетизации. Речь идет о двух взаимосвязанных процессах. Первый процесс связан со сменой акцентуации в трансляции содержания артефактов: от трансляции устойчивого социального значения к фиксации и трансляции текучих личностных смыслов (эмоций и переживаний). Второй процесс связан с ускорением таких трансляций, мало доступных для осмысления и рефлексии. В результате презентация социального жизненного опыта, его понимание и осмысление редуцируется к потоку обработки оцифрованных данных. Тем самым, трактовка эстетизации в наши дни испытывает серьезный вызов. Либо сам этот поток данных, «остраняющих» реальность представляемых на экранах мониторов и гаджетов, буквально и есть эстетизация. Либо фактическая десубъективация этого потока элиминирует эстетизацию. Тем самым, с одной стороны, актуальной становится задача комплексной гуманитарной экспертизы упомянутых процессов. С другой стороны, если весь мир есть поле художественного осмысления, то нынешние технологии экранной презентации этого поля позволяют ставить вопрос о возрождении практики и института парресии как личной ответственности за участие в этом потоке презентаций.",
keywords = "АТТРАКТИВНОСТЬ, глубокая семиотика., НЕУТИЛИТАРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, ПАРРЕСИЯ, переживания, ЦИФРОВИЗАЦИЯ, экранная культура, эстетизация",
author = "Тульчинский, {Григорий Львович}",
note = "Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов // Наука телевидения. 2020, т.16, № 2, с.23-44. DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.2-23-41",
year = "2020",
language = "русский",
volume = "16",
pages = "23--44",
journal = "НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ",
issn = "1994-9529",
publisher = "Институт кино и телевидения (ГИТР)",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов

AU - Тульчинский, Григорий Львович

N1 - Эстетика [не]исчезающих переживаний: глубокая семиотика современных экранных аттракционов // Наука телевидения. 2020, т.16, № 2, с.23-44. DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.2-23-41

PY - 2020

Y1 - 2020

N2 - Эстетизация - суть концепция теории и практики осмысления действительности посредством неутилитарного восприятия и переживания, которые выводят за рамки обыденного опыта. На этом основана привлекательность как артефактов художественного творчества, так и искусства в целом - как социально-культурной практики. XX столетие принесло расширение эстетизации на сферу повседневного опыта - вплоть до массового потребления и публичной политики. Однако в наши дни ситуация радикально изменилась - сама повседневная практика предстала остраненной на экранах мониторов компьютеров и гаджетов. Современная экранная культура в немалой степени способствует дальнейшей радикальной трансформации эстетизации. Речь идет о двух взаимосвязанных процессах. Первый процесс связан со сменой акцентуации в трансляции содержания артефактов: от трансляции устойчивого социального значения к фиксации и трансляции текучих личностных смыслов (эмоций и переживаний). Второй процесс связан с ускорением таких трансляций, мало доступных для осмысления и рефлексии. В результате презентация социального жизненного опыта, его понимание и осмысление редуцируется к потоку обработки оцифрованных данных. Тем самым, трактовка эстетизации в наши дни испытывает серьезный вызов. Либо сам этот поток данных, «остраняющих» реальность представляемых на экранах мониторов и гаджетов, буквально и есть эстетизация. Либо фактическая десубъективация этого потока элиминирует эстетизацию. Тем самым, с одной стороны, актуальной становится задача комплексной гуманитарной экспертизы упомянутых процессов. С другой стороны, если весь мир есть поле художественного осмысления, то нынешние технологии экранной презентации этого поля позволяют ставить вопрос о возрождении практики и института парресии как личной ответственности за участие в этом потоке презентаций.

AB - Эстетизация - суть концепция теории и практики осмысления действительности посредством неутилитарного восприятия и переживания, которые выводят за рамки обыденного опыта. На этом основана привлекательность как артефактов художественного творчества, так и искусства в целом - как социально-культурной практики. XX столетие принесло расширение эстетизации на сферу повседневного опыта - вплоть до массового потребления и публичной политики. Однако в наши дни ситуация радикально изменилась - сама повседневная практика предстала остраненной на экранах мониторов компьютеров и гаджетов. Современная экранная культура в немалой степени способствует дальнейшей радикальной трансформации эстетизации. Речь идет о двух взаимосвязанных процессах. Первый процесс связан со сменой акцентуации в трансляции содержания артефактов: от трансляции устойчивого социального значения к фиксации и трансляции текучих личностных смыслов (эмоций и переживаний). Второй процесс связан с ускорением таких трансляций, мало доступных для осмысления и рефлексии. В результате презентация социального жизненного опыта, его понимание и осмысление редуцируется к потоку обработки оцифрованных данных. Тем самым, трактовка эстетизации в наши дни испытывает серьезный вызов. Либо сам этот поток данных, «остраняющих» реальность представляемых на экранах мониторов и гаджетов, буквально и есть эстетизация. Либо фактическая десубъективация этого потока элиминирует эстетизацию. Тем самым, с одной стороны, актуальной становится задача комплексной гуманитарной экспертизы упомянутых процессов. С другой стороны, если весь мир есть поле художественного осмысления, то нынешние технологии экранной презентации этого поля позволяют ставить вопрос о возрождении практики и института парресии как личной ответственности за участие в этом потоке презентаций.

KW - АТТРАКТИВНОСТЬ

KW - глубокая семиотика.

KW - НЕУТИЛИТАРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

KW - ПАРРЕСИЯ

KW - переживания

KW - ЦИФРОВИЗАЦИЯ

KW - экранная культура

KW - эстетизация

UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43923961

M3 - статья

VL - 16

SP - 23

EP - 44

JO - НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

JF - НАУКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ

SN - 1994-9529

IS - 2

ER -

ID: 69862770