Мы предлагаем понятие ложного аргумента, определяем его как сильно непригодный, противоположный пригодному по всем критериям пригодности, в отличие от
слабо непригодного – не отвечающего одному из них. При помощи примеров на основе кинофильма «Хвост виляет собакой» и притчи А. Стриндберга «Священный
бык, или Торжество лжи» мы иллюстрируем актуальность использования понятия
ложного аргумента для анализа аргументации в эпистемологическом ключе, с позиции адресата, и указываем на главное отличие эпистемологического понимания
ложного от логического: необходимым условием первого выступает активная роль
адресата во взаимодействии с поступающей информацией, оно может включать
и ее источник, а для последнего таким условием является отвлечение от этого. Для
отбрасывания аргументов в трех подходах к пониманию аргументов – выводном,
диалогическом и абстрактном – обычно используют понятие слабой непригодности, но его недостаточно для эффективного завершения спора путем преодоления
несогласия в дискуссии, где автору не удалось доказать свою точку зрения. Мы выделяем трех Лжецов (а), (б) и (в) в качестве соответственно референциального, атрибутивного и самореферентного способов указания на ложный аргумент и показываем, что определить ложный аргумент Лжеца (б) можно для любого из трех подходов к аргументу, но указать ложный аргумент Лжеца (а) возможно только для диалогического, и неизвестно, существует ли он для выводного
Original languageRussian
Pages (from-to)85-101
Number of pages17
JournalФИЛОСОФСКИЙ ЖУРНАЛ
Volume15
Issue number1
DOIs
StatePublished - 2022

    Scopus subject areas

  • Philosophy

ID: 93933907