В статье рассматривается система образов рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» на основе сопоставления первоначального замысла текста из «Записных книжек» писателя (1895) с окончательной редакцией рассказа (1898). В статье показано, что образ единого героя Х, означенного в набросках, «распадается» на два характера в окончательном тексте рассказа в связи с задачей писателя обнаружить противоречивость природы человека и изнутри показать антиномичность людской натуры, из пределов внутрисемейного «я» братьев Ивана и Николая Чимша-Гималайских. В ходе анализа устанавливается связь с другими рассказами «маленькой трилогии» Чехова - «Человек в футляре» и «О любви» - и выявляются интертекстуальные переклички с произведениями И. Гончарова, И. Тургенева, М. Салтыкова-Щедрина, А. Пушкина, позволяющие глубже понять сущность представлений Чехова о человеке. В статье доказано, что «футлярным» человеком в «Крыжовнике» оказывается не столько Николай Иваныч Чимша-Гималайский, сколько его брат Иван Иваныч, нарратор-рассказчик.
Original languageRussian
Pages198-215
StatePublished - 2019
Externally publishedYes

    Research areas

  • "Маленькая трилогия", "футлярная тема", А. П. Чехов, замысел и его реализация, рассказ "Крыжовник", русская проза ХIХ века, система образов

ID: 78434051