Кладбищенские жизнеописания – наиболее характерный жанр древнеегипетской письменности, развивавшийся со Старого царства вплоть до утверждения христианства. Статья отвечает на вопрос почему этот жанр впервые получил распространение именно в Древнем Египте. В религиях «пред-осевого времени» поминальный культ умершего обычно обеспечивали его родственники и лишь сравнительно недолгое время; после этого «персональная идентичность» покойника «растворялась» в поминовении потомками всего их «сообщества усопших». Кладбищенские жизнеописания поэтому были излишни: ближайшие потомки обязаны совершать культ в общем независимо от заслуг и достоинств покойника – просто в силу обычаев родственной солидарности. А затем, обретя некое качественно иное состояние, «душа» усопшего уже не нуждалась в персональном культе, а значит, и в сохранении памяти о его жизни. Уникальной чертой древнеегипетской религии стала вера в возможность вечного существования и контакта с живущими одной из «душ» человека – его «двойника-ка», остававшегося «на земле» благодаря гробничной каменной архитектуре и скульптуре. Однако вечное благоденствие «двойника» было невозможно без сохранности кладбищенских памятников и непрестанного исполнения ему поминального культа, что родственники усопшего обеспечить не могли: персональный поминальный культ нецарственных особ редко длился в Египте дольше столетия, поэтому оставалось надеяться на почтение к покойному всего считавшегося вечным древнеегипетского социума. Побудить к этому могла лишь «добрая память» о социально полезных достоинствах и свершениях усопшего, передать которую далеким потомкам могли только кладбищенские жизнеописания. Таким образом, обретенная благодаря каменным памятникам надежда на вечное пребывание «двойника» среди людей заставила египтян высказываться о взаимоотношениях не только с родственниками и сослуживцами, но со всем человечеством (в его древнеегипетском понимании), тем самым породив древнейший в мировой письменности многолюдный дискурс о нравственности и социальности.