В статье рассмотрен феномен «пишущего врача» в России и Словакии на примере произведений М. А. Булгакова и П. Штрауса. Цель статьи - исследовать проблему «драмы жизни» этих пишущих врачей. Задачи: раскрыть особый внутренний мир авторов через патографический дискурс, показать особенности их философии жизни, взгляд на врачебную профессию, понимание концепций «боль, страдание, одиночество» и их отражение в творчестве. Основным методом исследования стало типологическое сравнение философских взглядов и способов, особенностей выражения идей представителями двух разных культур. Выявлено, что творчество «пишуших врачей» является междисциплинарным явлением, охватывающим медицину и литературу. Медицина становилась жизненным трамплином для авторов, поскольку в своих произведениях они отражали собственную врачебную практику, результаты общения с пациентами и коллегами и свои внутренние переживания. Булгаков и Штраус работали и творили почти в одно и то же время, однако судьбы их были разными. Булгаков бросил медицину и полностью посвятил себя литературе, а Штраус так и продолжал быть пишущим врачом до конца своей жизни. Штраус в своих произведениях смог сформулировать философскую концепцию нравственного поведения врача не только в профессии, но и в обыденной жизни, новый взгляд на понятие «одиночество». Творческий путь этих двух писателей был ознаменован политическими и социальными изменениями в их странах, которые тоже отразились на их мировидении. Они оба отстаивали свободу слова и самоопределения как писатели и неравнодушные граждане.