Standard

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{07ed3f48dc6945178e2b1f411071ffa2,
title = "«Преступление и наказание»: хореография текста и текст хореографии»: Хореография текста и текст хореографии",
abstract = "Под «хореографией текста» понимается литературный текст, описывающий те или иные движения. Под «текстом хореографии» понимается прочтение смысла этих движений.У Достоевского есть такая мысль: «целые рассуждения проходят иногда в наших головах мгновенно, в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык…». Это замечание можно отнести и к фиксации тех или иных движений, которые в художественной литературе заменяют порой страницы описаний, являясь, так сказать, текстом, не «переведенным на человеческий язык».В произведениях Достоевского можно увидеть запись движений, которая сродни замыслу хореографа, когда через физику тела выражается движение мысли или движение души. К примеру, 5-я глава повести «Двойник» местами похожа на указания – как именно нужно исполнять эту партию – начиная с падения Голядкина, его «тоскливой побежки», его внезапных остановок и бешеного бега от странного прохожего. Этот бег, эти остановки, смена ритмов, поз, «фигур» – все это сложная, закрученная, как смерч, «хореография раздвоения». Это «танец» невидимого распада личности. Пластическое соло, которое постепенно превращается в «па де де» или «дуэт» с самим собой. И это не фантастический вымысел, а именно тот «реализм в высшем смысле, изображающий все глубины души человеческой», но изображающий опосредованно – через пластику тела. Все эти глаголы – «бежал», «озирался» – есть пластические метафоры того процесса, который происходит внутри героя. Как и «Двойник», роман «Преступление и наказание» наполнен «глагольными метафорами» внутреннего движения, выраженного в движении телесном. Примеры того, что сам Достоевский называл «осязательно видимой мыслью» можно найти и в других произведениях. В романе «Подросток», в частности, за счет синхронности движений лакея и подростка показано то раннее состояние оскорбленной души подростка, которое порождает в нем «лакея». В самой проблеме визуальной пластики заложен определенный дуализм: с одной стороны – это вопрос ее создания, с другой – вопрос прочтения. Хореографическая метафора требует не только воображения и таланта от ее создателя, но и тех же свойств и качеств от читателя и зрителя. Распознавание движения, как метафоры – это путь в сторону открытия скрытого смысла знакомых слов, это прочтение «текста хореографии». ",
keywords = "Достоевский, Пушкин, Стерн, Бальзак, визуальная метафора, метафизика, хореография.",
author = "Боборыкина, {Татьяна Александровна}",
note = "ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. — 2022. № 3 (19) М.: ИМЛИ РАН, 2022. —184 с. Подписной индекс по каталогу «Почта России» — ПМ 253 Основан в 2018 г. Выходит 4 раза в год Редакция: 121069 г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а Тел.: +7 495 690-50-30 e-mail: fedor@dostmirkult.ru Фотография: Ф.М. Достоевский. Фото К. Шапиро. Петербург, 1879 г. Обложка: Дарья Тихомолова. Графика по мотивам начальных кадров фильма Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание»; МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ<br/>«“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ»<br/> : Современное сосотояние изучения, {"}Преступление и наказание{"} Достоевского ; Conference date: 01-03-2022 Through 03-09-2022",
year = "2022",
month = sep,
day = "8",
language = "русский",
pages = "48 -- 78",
journal = "Dostoevsky and World Culture. Philological Journal",
issn = "2619-0311",
publisher = "Институт мировой литературы имени А.М. Горького",
number = "19",
url = "http://imli.ru/images/Prest_2022_3.pdf",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - «Преступление и наказание»: хореография текста и текст хореографии»

T2 - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ<br/>«“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ»<br/>

AU - Боборыкина, Татьяна Александровна

N1 - ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. — 2022. № 3 (19) М.: ИМЛИ РАН, 2022. —184 с. Подписной индекс по каталогу «Почта России» — ПМ 253 Основан в 2018 г. Выходит 4 раза в год Редакция: 121069 г. Москва, ул. Поварская, д. 25 а Тел.: +7 495 690-50-30 e-mail: fedor@dostmirkult.ru Фотография: Ф.М. Достоевский. Фото К. Шапиро. Петербург, 1879 г. Обложка: Дарья Тихомолова. Графика по мотивам начальных кадров фильма Л.А. Кулиджанова «Преступление и наказание»

PY - 2022/9/8

Y1 - 2022/9/8

N2 - Под «хореографией текста» понимается литературный текст, описывающий те или иные движения. Под «текстом хореографии» понимается прочтение смысла этих движений.У Достоевского есть такая мысль: «целые рассуждения проходят иногда в наших головах мгновенно, в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык…». Это замечание можно отнести и к фиксации тех или иных движений, которые в художественной литературе заменяют порой страницы описаний, являясь, так сказать, текстом, не «переведенным на человеческий язык».В произведениях Достоевского можно увидеть запись движений, которая сродни замыслу хореографа, когда через физику тела выражается движение мысли или движение души. К примеру, 5-я глава повести «Двойник» местами похожа на указания – как именно нужно исполнять эту партию – начиная с падения Голядкина, его «тоскливой побежки», его внезапных остановок и бешеного бега от странного прохожего. Этот бег, эти остановки, смена ритмов, поз, «фигур» – все это сложная, закрученная, как смерч, «хореография раздвоения». Это «танец» невидимого распада личности. Пластическое соло, которое постепенно превращается в «па де де» или «дуэт» с самим собой. И это не фантастический вымысел, а именно тот «реализм в высшем смысле, изображающий все глубины души человеческой», но изображающий опосредованно – через пластику тела. Все эти глаголы – «бежал», «озирался» – есть пластические метафоры того процесса, который происходит внутри героя. Как и «Двойник», роман «Преступление и наказание» наполнен «глагольными метафорами» внутреннего движения, выраженного в движении телесном. Примеры того, что сам Достоевский называл «осязательно видимой мыслью» можно найти и в других произведениях. В романе «Подросток», в частности, за счет синхронности движений лакея и подростка показано то раннее состояние оскорбленной души подростка, которое порождает в нем «лакея». В самой проблеме визуальной пластики заложен определенный дуализм: с одной стороны – это вопрос ее создания, с другой – вопрос прочтения. Хореографическая метафора требует не только воображения и таланта от ее создателя, но и тех же свойств и качеств от читателя и зрителя. Распознавание движения, как метафоры – это путь в сторону открытия скрытого смысла знакомых слов, это прочтение «текста хореографии».

AB - Под «хореографией текста» понимается литературный текст, описывающий те или иные движения. Под «текстом хореографии» понимается прочтение смысла этих движений.У Достоевского есть такая мысль: «целые рассуждения проходят иногда в наших головах мгновенно, в виде каких-то ощущений, без перевода на человеческий язык…». Это замечание можно отнести и к фиксации тех или иных движений, которые в художественной литературе заменяют порой страницы описаний, являясь, так сказать, текстом, не «переведенным на человеческий язык».В произведениях Достоевского можно увидеть запись движений, которая сродни замыслу хореографа, когда через физику тела выражается движение мысли или движение души. К примеру, 5-я глава повести «Двойник» местами похожа на указания – как именно нужно исполнять эту партию – начиная с падения Голядкина, его «тоскливой побежки», его внезапных остановок и бешеного бега от странного прохожего. Этот бег, эти остановки, смена ритмов, поз, «фигур» – все это сложная, закрученная, как смерч, «хореография раздвоения». Это «танец» невидимого распада личности. Пластическое соло, которое постепенно превращается в «па де де» или «дуэт» с самим собой. И это не фантастический вымысел, а именно тот «реализм в высшем смысле, изображающий все глубины души человеческой», но изображающий опосредованно – через пластику тела. Все эти глаголы – «бежал», «озирался» – есть пластические метафоры того процесса, который происходит внутри героя. Как и «Двойник», роман «Преступление и наказание» наполнен «глагольными метафорами» внутреннего движения, выраженного в движении телесном. Примеры того, что сам Достоевский называл «осязательно видимой мыслью» можно найти и в других произведениях. В романе «Подросток», в частности, за счет синхронности движений лакея и подростка показано то раннее состояние оскорбленной души подростка, которое порождает в нем «лакея». В самой проблеме визуальной пластики заложен определенный дуализм: с одной стороны – это вопрос ее создания, с другой – вопрос прочтения. Хореографическая метафора требует не только воображения и таланта от ее создателя, но и тех же свойств и качеств от читателя и зрителя. Распознавание движения, как метафоры – это путь в сторону открытия скрытого смысла знакомых слов, это прочтение «текста хореографии».

KW - Достоевский, Пушкин, Стерн, Бальзак, визуальная метафора, метафизика, хореография.

UR - http://dostmirkult.ru/index.php/ru/arkhiv/99-3-2022

M3 - статья

SP - 48

EP - 78

JO - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

JF - Dostoevsky and World Culture. Philological Journal

SN - 2619-0311

IS - 19

Y2 - 1 March 2022 through 3 September 2022

ER -

ID: 98577287