В нач. ХХ в. главным объектом внимания исследователей древневосточного права были почти исключительно библейские законодательные пассажи в Кн. Исход, Левит, Второзаконие. С кон. 1930-х - нач. 1940-х гг. историки все чаще обращаются к клинописным источникам писаного права. Вплоть до 1980-х гг. основным предметом обсуждения оставалось понятие «талион» (jus / lex talionis - закон тождественного наказания). Новым этапом в изучении древневосточного законодательства стала концепция американского историка права Р.Вестбрука «система викарной мести, выкупа и штрафов» (1988), согласно которой смысл талиона как части этой системы – ограничить мщение соразмерным увечьем и тем самым косвенно указать на известный и фиксированный размер денежного выкупа, который вправе потребовать пострадавшая сторона. В Библии талион играет роль обобщенной декларации божественного правосудия и подчеркивает неизбежность божественного воздаяния, поэтому детализация размеров штрафов в библейских законодательных текстах отсутствует.