Standard

Ценностная поляризация медиасферы России: тенденции и признаки. / Sidorov, Viktor A.; Nigmatullina, Kamilla R.

In: Zeitschrift fur Slavische Philologie, Vol. 72, No. 2, 2016, p. 413-447.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{e70b28288c214e1bad7d7313134a548e,
title = "Ценностная поляризация медиасферы России: тенденции и признаки",
abstract = "Коммуникативная реальность – особое измерение реальности социума – образует медиасферу, в которой закрепляется ценность как ключевая форма человеческой деятельности, как опыт ценностного освоения мира. Это сфера интерпретации и формообразования ценностей. Ее сердцевина – культурно побуждающая среда социума. В медиасфере складываются ценностно обособленные смысловые пространства. Наиболее древнее – «сакральное», перманентно возмущаемое пространствами-антиподами, в частности «кощунством». В политическом аспекте «сакральное» ассоциируется с большинством, «кощунственное» – меньшинством социума. Динамика их преломления в медиасфере меняет ценностно-ментальную картину мира: «кощунство» может быть как инструментом понимания мира, так и проявлением духовного противостояния личности окружающему. «Кощунственным» действиям индивидов общество противопоставляет культивируемые традиции, нормы поведения / выражения чего-либо. Нормы закрепляются правовыми актами политической системы, которые во многом предопределяются трансформациями утверждающейся в аудитории медиа ценностно-ментальной картины мира. В такой причинно-следственной связи следует рассматривать Закон о защите чувств верующих (2013), которым ужесточаются наказания за публичные действия, трактуемые в качестве оскорбляющих религиозные чувства человека. Правовое «обострение» ситуации спровоцировала акция группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя (2012). Ее обсуждение сопровождалось дискуссией о «сакральном» и «кощунственном», в которой общекультурная интерпретация «сакрального» и «кощунственного» внешне доминировала над религиозной и политической, а внутренне выражала ее в иной форме. Вхождение Крыма в состав России (2014) как политический факт и обращение президента страны к сакральным основам российской государственности усилили динамику ценностного дискурса. «Сакральное» как возрождаемый императив общественного сознания, в своем медийном противопоставлении «кощунственному» в политике и духовной сфере, разгоняет процесс поляризации культурно побуждающей среды, «по пульсу которой можно прислушаться к состоянию демократии» (Хабермас 2011, 24). В этом контексте новое исследование устанавливает корреляцию духовного / правового фундаментализма и ценностной поляризации медиасферы современной России.",
keywords = "медиасфера, ценности, сакральное, кощунственное, Pussy Riot, Крым, «Тангейзер»",
author = "Sidorov, {Viktor A.} and Nigmatullina, {Kamilla R.}",
note = "Viktor A. Sidorov, Kamilla R. Nigmatullina. Evaluative polarization of the Russian media sphere: Traces and tendencies // Zeitschrift fur Slavische Philologie. 2016. Т. 72(2). S. 413-447.",
year = "2016",
language = "русский",
volume = "72",
pages = "413--447",
journal = "Zeitschrift fur Slavische Philologie",
issn = "0044-3492",
publisher = "Universitaetsverlag Winter GmbH",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Ценностная поляризация медиасферы России: тенденции и признаки

AU - Sidorov, Viktor A.

AU - Nigmatullina, Kamilla R.

N1 - Viktor A. Sidorov, Kamilla R. Nigmatullina. Evaluative polarization of the Russian media sphere: Traces and tendencies // Zeitschrift fur Slavische Philologie. 2016. Т. 72(2). S. 413-447.

PY - 2016

Y1 - 2016

N2 - Коммуникативная реальность – особое измерение реальности социума – образует медиасферу, в которой закрепляется ценность как ключевая форма человеческой деятельности, как опыт ценностного освоения мира. Это сфера интерпретации и формообразования ценностей. Ее сердцевина – культурно побуждающая среда социума. В медиасфере складываются ценностно обособленные смысловые пространства. Наиболее древнее – «сакральное», перманентно возмущаемое пространствами-антиподами, в частности «кощунством». В политическом аспекте «сакральное» ассоциируется с большинством, «кощунственное» – меньшинством социума. Динамика их преломления в медиасфере меняет ценностно-ментальную картину мира: «кощунство» может быть как инструментом понимания мира, так и проявлением духовного противостояния личности окружающему. «Кощунственным» действиям индивидов общество противопоставляет культивируемые традиции, нормы поведения / выражения чего-либо. Нормы закрепляются правовыми актами политической системы, которые во многом предопределяются трансформациями утверждающейся в аудитории медиа ценностно-ментальной картины мира. В такой причинно-следственной связи следует рассматривать Закон о защите чувств верующих (2013), которым ужесточаются наказания за публичные действия, трактуемые в качестве оскорбляющих религиозные чувства человека. Правовое «обострение» ситуации спровоцировала акция группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя (2012). Ее обсуждение сопровождалось дискуссией о «сакральном» и «кощунственном», в которой общекультурная интерпретация «сакрального» и «кощунственного» внешне доминировала над религиозной и политической, а внутренне выражала ее в иной форме. Вхождение Крыма в состав России (2014) как политический факт и обращение президента страны к сакральным основам российской государственности усилили динамику ценностного дискурса. «Сакральное» как возрождаемый императив общественного сознания, в своем медийном противопоставлении «кощунственному» в политике и духовной сфере, разгоняет процесс поляризации культурно побуждающей среды, «по пульсу которой можно прислушаться к состоянию демократии» (Хабермас 2011, 24). В этом контексте новое исследование устанавливает корреляцию духовного / правового фундаментализма и ценностной поляризации медиасферы современной России.

AB - Коммуникативная реальность – особое измерение реальности социума – образует медиасферу, в которой закрепляется ценность как ключевая форма человеческой деятельности, как опыт ценностного освоения мира. Это сфера интерпретации и формообразования ценностей. Ее сердцевина – культурно побуждающая среда социума. В медиасфере складываются ценностно обособленные смысловые пространства. Наиболее древнее – «сакральное», перманентно возмущаемое пространствами-антиподами, в частности «кощунством». В политическом аспекте «сакральное» ассоциируется с большинством, «кощунственное» – меньшинством социума. Динамика их преломления в медиасфере меняет ценностно-ментальную картину мира: «кощунство» может быть как инструментом понимания мира, так и проявлением духовного противостояния личности окружающему. «Кощунственным» действиям индивидов общество противопоставляет культивируемые традиции, нормы поведения / выражения чего-либо. Нормы закрепляются правовыми актами политической системы, которые во многом предопределяются трансформациями утверждающейся в аудитории медиа ценностно-ментальной картины мира. В такой причинно-следственной связи следует рассматривать Закон о защите чувств верующих (2013), которым ужесточаются наказания за публичные действия, трактуемые в качестве оскорбляющих религиозные чувства человека. Правовое «обострение» ситуации спровоцировала акция группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя (2012). Ее обсуждение сопровождалось дискуссией о «сакральном» и «кощунственном», в которой общекультурная интерпретация «сакрального» и «кощунственного» внешне доминировала над религиозной и политической, а внутренне выражала ее в иной форме. Вхождение Крыма в состав России (2014) как политический факт и обращение президента страны к сакральным основам российской государственности усилили динамику ценностного дискурса. «Сакральное» как возрождаемый императив общественного сознания, в своем медийном противопоставлении «кощунственному» в политике и духовной сфере, разгоняет процесс поляризации культурно побуждающей среды, «по пульсу которой можно прислушаться к состоянию демократии» (Хабермас 2011, 24). В этом контексте новое исследование устанавливает корреляцию духовного / правового фундаментализма и ценностной поляризации медиасферы современной России.

KW - медиасфера, ценности, сакральное, кощунственное, Pussy Riot, Крым, «Тангейзер»

UR - http://www.scopus.com/inward/record.url?scp=85021064986&partnerID=8YFLogxK

M3 - статья

VL - 72

SP - 413

EP - 447

JO - Zeitschrift fur Slavische Philologie

JF - Zeitschrift fur Slavische Philologie

SN - 0044-3492

IS - 2

ER -

ID: 7661138