Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
А.С. Лаппо-Данилевский и критика контизма в социологии. / Рыбас, Александр Евгеньевич.
Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества . СПб. : Интерсоцис, 2019. p. 330–343.Research output: Chapter in Book/Report/Conference proceeding › Article in an anthology › Research › peer-review
}
TY - CHAP
T1 - А.С. Лаппо-Данилевский и критика контизма в социологии
AU - Рыбас, Александр Евгеньевич
PY - 2019
Y1 - 2019
N2 - Рассматриваются критические замечания А. С. Лаппо-Данилевского в адрес социологии О. Конта. Анализируется значение контизма для развития русской философии XIX в., отстаивается тезис о том, что рецепции позитивизма в России всегда носили творческий характер и способствовали появлению оригинальных концепций. Показывается, что Лаппо-Данилевский, доказывая ненаучность теоретических построений Конта, в основном повторял ту критику, которая была высказана еще в 1860-е годы, причем сторонниками позитивной философии, которые и ввели в оборот термин «огюст-контизм», чтобы отличить «положительное» зерно позитивизма от субъективных привнесений Конта. Делается вывод о том, что Лаппо-Данилевский сумел указать на слабые стороны социальной физики, однако его характеристики могут считаться верными только при условии рассмотрения идей Конта под углом зрения научности. Но система Конта может быть интерпретирована и иначе – как богословие науки, с центральной для него проблемой наукодицеи. Такой взгляд на творчество Конта, и прежде всего на созданную им религию Человечества, был характерен для русских религиозных философов второй половины XIX века, прежде всего для В. С. Соловьева, который признавал великие заслуги французского мыслителя в философии религии и призывал причислить безбожника Конта к лику святых.
AB - Рассматриваются критические замечания А. С. Лаппо-Данилевского в адрес социологии О. Конта. Анализируется значение контизма для развития русской философии XIX в., отстаивается тезис о том, что рецепции позитивизма в России всегда носили творческий характер и способствовали появлению оригинальных концепций. Показывается, что Лаппо-Данилевский, доказывая ненаучность теоретических построений Конта, в основном повторял ту критику, которая была высказана еще в 1860-е годы, причем сторонниками позитивной философии, которые и ввели в оборот термин «огюст-контизм», чтобы отличить «положительное» зерно позитивизма от субъективных привнесений Конта. Делается вывод о том, что Лаппо-Данилевский сумел указать на слабые стороны социальной физики, однако его характеристики могут считаться верными только при условии рассмотрения идей Конта под углом зрения научности. Но система Конта может быть интерпретирована и иначе – как богословие науки, с центральной для него проблемой наукодицеи. Такой взгляд на творчество Конта, и прежде всего на созданную им религию Человечества, был характерен для русских религиозных философов второй половины XIX века, прежде всего для В. С. Соловьева, который признавал великие заслуги французского мыслителя в философии религии и призывал причислить безбожника Конта к лику святых.
KW - русский позитивизм, О. Конт, А. С. Лаппо-Данилевский, В. С. Соловьев, социальная физика, основания социологии, проблема наукодицеи
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42960727&pff=1
M3 - статья в сборнике
SN - 978-5-94348-074-4
SP - 330
EP - 343
BT - Академик А.С. Лаппо-Данилевский в памяти научного сообщества
PB - Интерсоцис
CY - СПб.
ER -
ID: 91387672