Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Константинопольская патриархия и Русская церковь перед революцией. / Герд, Л. А.
In: ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ, No. 1 (34), 2016, p. 280-307.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Константинопольская патриархия и Русская церковь перед революцией
AU - Герд, Л. А.
PY - 2016
Y1 - 2016
N2 - В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты отношений Русской православной церкви и Константинопольского патриархата в конце XIX - начале ХХ в. Русская имперская идея формировалась под непосредственным влиянием понятия православной ойкумены, которое было выработано в Византии. В XIX в. идея translatio imperii претерпела дальнейшие модификации сначала под влиянием славянофильства, а затем русской национальной идеологии эпохи Александра III. Неовизантинизм конца XIX - начала ХХ в., аккумулировавший в себе идею «Третьего Рима», явился идеологической основой ближневосточной политики России. Опора на православное население Балкан и Ближнего Востока, создание конфедерации православных государств под эгидой России и, наконец, восстановление патриаршества в России - все это мыслилось как единая политическая линия, которая должна была привести к установлению идеального христианского царства. На Балканах русская универсалистская идея столкнулась с аналогичной идеей восстановления греческой империи, а также со стремительным ростом балканских национализмов. Борьба двух великодержавных идей проходила в рамках т.н. «восточного вопроса» - борьбы великих держав за сферы влияния на Балканах и Ближнем Востоке, что в конечном итоге привело к развязке Первой мировой войны.
AB - В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты отношений Русской православной церкви и Константинопольского патриархата в конце XIX - начале ХХ в. Русская имперская идея формировалась под непосредственным влиянием понятия православной ойкумены, которое было выработано в Византии. В XIX в. идея translatio imperii претерпела дальнейшие модификации сначала под влиянием славянофильства, а затем русской национальной идеологии эпохи Александра III. Неовизантинизм конца XIX - начала ХХ в., аккумулировавший в себе идею «Третьего Рима», явился идеологической основой ближневосточной политики России. Опора на православное население Балкан и Ближнего Востока, создание конфедерации православных государств под эгидой России и, наконец, восстановление патриаршества в России - все это мыслилось как единая политическая линия, которая должна была привести к установлению идеального христианского царства. На Балканах русская универсалистская идея столкнулась с аналогичной идеей восстановления греческой империи, а также со стремительным ростом балканских национализмов. Борьба двух великодержавных идей проходила в рамках т.н. «восточного вопроса» - борьбы великих держав за сферы влияния на Балканах и Ближнем Востоке, что в конечном итоге привело к развязке Первой мировой войны.
KW - Византия
KW - ТРЕТИЙ РИМ
KW - Русская церковь
KW - Константинопольский патриархат
KW - Балканы
KW - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
KW - НАЦИОНАЛИЗМ
KW - ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА
KW - БЛИЖНИЙ ВОСТОК
KW - восточный вопрос
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=25817297
M3 - статья
SP - 280
EP - 307
JO - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
JF - ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
SN - 2073-7203
IS - 1 (34)
ER -
ID: 7607150