Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
Негативный прайминг-эффект как проявление последействия негативного выбора. / Костина, Д.И.; Аллахвердоов, В.М.
In: Петербургский психологический журнал, No. 17, 2016, p. 69-103.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - Негативный прайминг-эффект как проявление последействия негативного выбора
AU - Костина, Д.И.
AU - Аллахвердоов, В.М.
PY - 2016
Y1 - 2016
N2 - Негативный прайминг (НП) с единичными праймами проявляется в замедлении реакции на целевой стимул, совпадающий с предъявленным ранее праймом. В данной работе обсуждается возможность рассмотрения этого эффекта как следствия последействия негативного выбора - тенденции повторно не осознавать то, что ранее не было осознано. Такое объяснение предполагает возможность обнаружения НП при отсутствии дистракторов и многократного повторения стимулов, что проверяется в экспериментах. Рассматривается также взаимодействие механизмов негативного и позитивного прайминга (ПП). Предполагается, что НП должен ослабевать в условиях повышения «доверия» когнитивной системы к праймам (за счет усиления тенденций, лежащих в основе ПП). В связи с этим исследуется влияние на НП конгруэнтности предшествующей пробы. Участники исследования выполняли задачу распознания медленно проявляющихся слов (эксп. 1-2) или чисел (эксп. 3-4). Перед этим на короткое время предъявлялись праймы, в половине случаев совпадавшие с целевыми стимулам. В эксперименте 1 было обнаружено замедление распознавания слов при совпадении праймов и целей. В экспериментах 2-4 НП сменялся ПП (эксп. 2) либо ослабевал (эксп. 3-4) после конгуэнтных проб.
AB - Негативный прайминг (НП) с единичными праймами проявляется в замедлении реакции на целевой стимул, совпадающий с предъявленным ранее праймом. В данной работе обсуждается возможность рассмотрения этого эффекта как следствия последействия негативного выбора - тенденции повторно не осознавать то, что ранее не было осознано. Такое объяснение предполагает возможность обнаружения НП при отсутствии дистракторов и многократного повторения стимулов, что проверяется в экспериментах. Рассматривается также взаимодействие механизмов негативного и позитивного прайминга (ПП). Предполагается, что НП должен ослабевать в условиях повышения «доверия» когнитивной системы к праймам (за счет усиления тенденций, лежащих в основе ПП). В связи с этим исследуется влияние на НП конгруэнтности предшествующей пробы. Участники исследования выполняли задачу распознания медленно проявляющихся слов (эксп. 1-2) или чисел (эксп. 3-4). Перед этим на короткое время предъявлялись праймы, в половине случаев совпадавшие с целевыми стимулам. В эксперименте 1 было обнаружено замедление распознавания слов при совпадении праймов и целей. В экспериментах 2-4 НП сменялся ПП (эксп. 2) либо ослабевал (эксп. 3-4) после конгуэнтных проб.
KW - ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТ
KW - НЕГАТИВНЫЙ ПРАЙМИНГ
KW - ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ НЕГАТИВНОГО ВЫБОРА
KW - сознание
KW - priming effect
KW - negative priming
KW - negative choice aftereffect
KW - consciousness
UR - https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27663871
M3 - статья
SP - 69
EP - 103
JO - Петербургский психологический журнал
JF - Петербургский психологический журнал
SN - 2225-7527
IS - 17
ER -
ID: 7644602