Documents

Свет, звук, динамика, видео — искусство XX века в поисках новых медиумов. Понтюс Хюльтен отмечал, что все практики XX века стремились выйти за пределы статики и покоя классического искусства. Его выставка «Rörelse i konsten» («Движение в искусстве») показала многообразие форм искусства, стремящихся отбросить формы неподвижного бытования, и стала одним из толчков развития новых направления, в том числе искусства новых медиа. Кинетические особенности произведений искусства — это попытка запечатлеть новую визуальную информацию и экспериментальные поиски создания новой реальности. Фактор времени, движение, звук, оптическое пространство — то, что связывает медиа-арт и кинетическое искусство. Все генеалогии медиаискусства уходят корнями в историю о привидениях, как
утверждает историк искусства Эрик де Брюин в статье «Ghost story: kinetic art and new media» [1]. Так конструкции Жана Тэнгли, обширно представленные на выставке, предопределяют медиаискусство. Как пишет Э. де Брюин в конструкциях Тэнгли заложена сверхъестественная природа машин, нечто призрачное. И в конечном счете отсылает к очередной смерти технологий. Постоянная смена технологий XX, а затем и XXI века, определила изменение медиума и постоянную «смерть» этого медиума. Неотъемлемой частью как работ на выставке, так и медиа-арта, является технология, которая транслирует образы. От машин и мобиле через видео к цифровому искусству. Лев Манович, теоретик цифровой культуры, в книге «Язык новых медиа» («The Language of New Media») [2] разграничил компьютерные и изящные искусства,
описав первые как «пространство Тьюринга», основанное на работах первопроходца компьютерного мира Алана Тьюринга, а последние — как «пространство Дюшана», берущее начало в творчестве художника Марселя Дюшана. Выставка представила этот переход через первый зал с работами Дюшана и второй: с кибернетической скульптура Cybernetic Spatiodynamic Sculpture Николаса Шеффера, которая может иллюстрировать переход от механики к кибернетическим экспериментам. Понтюс Хюльтен в Moderna Museet начинает в отделе 'кспериментального кино. Важным было то, что он не делал выставку кинетического искусства как такового, не в
этом проекте, не в ставшей культовой «Машина, как она видится в конце механической эры» (1968–1969), а пытался выделить то, что волнует художников в эпоху технической
воспроизводимости. При этом выставка стала одновременно и знаком заката машинной эры и рассветом новых технологий. На выставке «Движение в искусстве» Понтюс Хюльтен как человек, глубоко увлекающиеся «движущимися картинками», конечно 26использует работы Викинга Эггелинга и Ман Рэя. Экспериментальные поиски абсолютного кино также часть дискурса развития медиа-арта. Технологии развиваются, вместе с ней изменяется и эстетическая среда. Сегодня
идеи кинетического искусства середины XX века уже не актуальны в современной цифровой среде, но его эстетика повлияла на современные медиа-инсталляции.
Original languageRussian
Title of host publicationСмольные чтения-2024
Subtitle of host publicationСборник тезисов
Pages26-27
Number of pages2
StatePublished - 14 Apr 2024
EventСмольные чтения – 2024 - СПбГУ, Санкт-Петербург, Russian Federation
Duration: 12 Apr 202414 Apr 2024
https://smolcon.spbu.ru/

Conference

ConferenceСмольные чтения – 2024
Country/TerritoryRussian Federation
CityСанкт-Петербург
Period12/04/2414/04/24
Internet address

ID: 131168584