DOI

Статья посвящена анализу трансформации образа Сократа в контексте советской идеологии. Фигура Сократа рассматривается в качестве своеобразного маркера смены идеологических парадигм и связанного с этими процессами изменения историко-философского канона. Выделяются три периода советской рецепции образа и учения Сократа: 1) 20-е годы; 2) 30-50-е годы и 3) 60-80-е годы XX века. В качестве репрезентативных текстов первого периода рассматриваются работы о Сократе С.А. Жебелёва (1923), К.И. Сотонина (1925) и В.К. Сережникова (1929). Отсутствие заданного канона позволяет каждому из авторов реализовать собственную стратегию, тем самым обозначив возможные прочтения образа Сократа в рамках советской идеологии. Второй период характеризуется формированием (работы В.К. Серёжникова, М.А. Дынника и др.) канонического образа Сократа как классового и идеологического врага, чье учение служит защите буржуазных ценностей и моральному оправданию эксплуатации и угнетения народа. С середины 60-х годов можно говорить о реабилитации Сократа и смене исследовательской парадигмы (В.Ф. Асмус, М.А. Дынник). В условиях деградации советских ценностей в позднесоветский («застойный») период складывается новый канон, представляющий Сократа в качестве героической и высоконравственной личности. Многократное тиражирование книг В.С. Нерсесянца и Ф.Х. Кессиди с неизменным названием «Сократ» делает Сократа наиболее узнаваемым античным философом и определяет его место в массовом сознании как мудрейшего мыслителя.
Original languageRussian
Pages (from-to)141-158
Number of pages18
JournalПЛАТОНОВСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Volume12
Issue number1
DOIs
StatePublished - 2020

ID: 74700121