Standard

"ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО. / Маковецкий, Евгений Анатольевич.

In: Христианское чтение, No. 1, 2018, p. 158-170.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{79d025981fbe4c6bb74e99609a100ea6,
title = "{"}ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ{"} И {"}МИРАЖИ{"} ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО",
abstract = "Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.",
keywords = "CВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ST. GREGORY PALAMAS, ИСИХАЗМ, HESYCHASM, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ НЕДЕТОВСКИЙ, GRIGORY IVANOVICH NEDETOVSKY, ОТЕЦ ЗАБЫТЫЙ, ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ, BARLAAM OF CALABRIA, РУССКАЯ ПАТРОЛОГИЯ, RUSSIAN PATROLOGY, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, RUSSIAN CULTURE, OTETS ZABYTY (FATHER FORGOTEN)",
author = "Маковецкий, {Евгений Анатольевич}",
note = "Маковецкий Е.А. {"}ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ{"} И {"}МИРАЖИ{"} ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 158-170. ",
year = "2018",
doi = "10.24411/1814-5574-2018-10014",
language = "русский",
pages = "158--170",
journal = "Христианское чтение",
issn = "1814-5574",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургской Православной духовной академии",
number = "1",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - "ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО

AU - Маковецкий, Евгений Анатольевич

N1 - Маковецкий Е.А. "ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 158-170.

PY - 2018

Y1 - 2018

N2 - Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.

AB - Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.

KW - CВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ST. GREGORY PALAMAS, ИСИХАЗМ, HESYCHASM, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ НЕДЕТОВСКИЙ, GRIGORY IVANOVICH NEDETOVSKY, ОТЕЦ ЗАБЫТЫЙ, ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ, BARLAAM OF CALABRIA, РУССКАЯ ПАТРОЛОГИЯ, RUSSIAN PATROLOGY, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, RUSSIAN CUL

UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=32497330

U2 - 10.24411/1814-5574-2018-10014

DO - 10.24411/1814-5574-2018-10014

M3 - статья

SP - 158

EP - 170

JO - Христианское чтение

JF - Христианское чтение

SN - 1814-5574

IS - 1

ER -

ID: 45037226