Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
"ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО. / Маковецкий, Евгений Анатольевич.
In: Христианское чтение, No. 1, 2018, p. 158-170.Research output: Contribution to journal › Article › peer-review
}
TY - JOUR
T1 - "ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО
AU - Маковецкий, Евгений Анатольевич
N1 - Маковецкий Е.А. "ВАРЛААМИТСКАЯ ЕРЕСЬ" И "МИРАЖИ" ГРИГОРИЯ ИВАНОВИЧА НЕДЕТОВСКОГО // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 158-170.
PY - 2018
Y1 - 2018
N2 - Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.
AB - Для оценки отношения к исихастской традиции в русской пореформенной культуре XIX века мы прибегаем к сравнению двух произведений, принадлежащих Г. И. Недетовскому (псевдоним - О. Забытый) (1846-1922), написанных в разных жанрах: патрологической статьи «Варлаамитская ересь» (1872) и повести «Миражи» (1882). В первую очередь мы стремимся выделить психологическую установку Недетовского-патролога. Эта установка, на наш взгляд, чрезвычайно точно описывает тот фон, на котором происходило восприятие исихазма «высо- кой» культурой XIX, а возможно, и XIV веков. Понимание этой психологической установки, при которой восприятие исихазма оказывается невозможным, делает зато возможной реконструкцию «русской культуры без исихазма». Эта реконструкция, с одной стороны, нашла свое художественное выражение в «Миражах» О. Забытого, а с другой стороны, она имела реальное (пусть и фрагментарное) воплощение в светской культуре образованного русского общества конца XIX века. Нежизнеспособность конструкций «России без исихазма» является осуществленным по принципу reductio ad absurdum доказательством того, насколько в действительности важна исихастская традиция для русской культуры.
KW - CВТ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, ST. GREGORY PALAMAS, ИСИХАЗМ, HESYCHASM, ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ НЕДЕТОВСКИЙ, GRIGORY IVANOVICH NEDETOVSKY, ОТЕЦ ЗАБЫТЫЙ, ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ, BARLAAM OF CALABRIA, РУССКАЯ ПАТРОЛОГИЯ, RUSSIAN PATROLOGY, ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, RUSSIAN CUL
UR - https://elibrary.ru/item.asp?id=32497330
U2 - 10.24411/1814-5574-2018-10014
DO - 10.24411/1814-5574-2018-10014
M3 - статья
SP - 158
EP - 170
JO - Христианское чтение
JF - Христианское чтение
SN - 1814-5574
IS - 1
ER -
ID: 45037226