Standard

Забота о стариках в интерпретациях отечественного кинематографа. / Орех, Екатерина Александровна; Сергеева, Ольга Вячеславовна.

In: ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ, Vol. XXII, No. 4, 2019, p. 120-140.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{78717fa2c1c84cf6b63af5ecb3c93eb3,
title = "Забота о стариках в интерпретациях отечественного кинематографа",
abstract = "Современный кинематограф переживает всплеск интереса к теместарости. Отмечая этот тренд, авторы статьи обобщают опыт отечественногокино последних четырех десятилетий, посвященного теме заботы о стариках. По-скольку кинофильмы представляют собой один из способов рефлексии обществао самом себе, целью текста являлся обзор «серебряного экрана», позволяющийзафиксировать возможные изменения в представлениях о легитимных способахзаботы и ухода. Авторы полагают, что демонстрация человека в качестве объектазаботы является одной из стратегий приписывания состояния старости герою наэкране. Для содержательного анализа кинофильмов адаптирован метод иконогра-фии (Э. Панофский), позволяющий выявлять «правила» построения режиссер-ских высказываний о способах заботы на основе выделения ряда характеристикв репрезентации рассматриваемой темы и последующего сопоставления их междусобой. Авторы берут за основу типологию моделей заботы по субъекту действияи выделяют пять вариантов организации заботы, представленных в отечествен-ных кинофильмах рассматриваемого периода: проживание дома в одиночку, когдаисточником заботы служат соседи (иные чужие люди); проживание дома с семьей,члены которой осуществляют заботу; проживание дома в одиночку, когда заботаосуществляется (платными) специалистами; проживание в госучреждении (до-мах престарелых) с профессиональным уходом; наконец, проживание в частномпансионате для пожилых людей, где также осуществляется профессиональная за-бота. Представляется, что вынесение на обочину российского кинодискурса се-мейной заботы, а также визуализация с начала 1990-х годов такого способа забо-ты, как коммунитарный (со стороны соседей, сочувствующих чужих людей)свидетельствуют о культурном конфликте традиционных и новых практик ухода.",
keywords = "кино, репрезентация, иконография, забота, старость, дом пре- старелых, визуальный анализ",
author = "Орех, {Екатерина Александровна} and Сергеева, {Ольга Вячеславовна}",
year = "2019",
doi = "10.31119/jssa.2019.22.4.5",
language = "русский",
volume = "XXII",
pages = "120--140",
journal = "ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ",
issn = "1029-8053",
publisher = "Интерсоцис",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Забота о стариках в интерпретациях отечественного кинематографа

AU - Орех, Екатерина Александровна

AU - Сергеева, Ольга Вячеславовна

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Современный кинематограф переживает всплеск интереса к теместарости. Отмечая этот тренд, авторы статьи обобщают опыт отечественногокино последних четырех десятилетий, посвященного теме заботы о стариках. По-скольку кинофильмы представляют собой один из способов рефлексии обществао самом себе, целью текста являлся обзор «серебряного экрана», позволяющийзафиксировать возможные изменения в представлениях о легитимных способахзаботы и ухода. Авторы полагают, что демонстрация человека в качестве объектазаботы является одной из стратегий приписывания состояния старости герою наэкране. Для содержательного анализа кинофильмов адаптирован метод иконогра-фии (Э. Панофский), позволяющий выявлять «правила» построения режиссер-ских высказываний о способах заботы на основе выделения ряда характеристикв репрезентации рассматриваемой темы и последующего сопоставления их междусобой. Авторы берут за основу типологию моделей заботы по субъекту действияи выделяют пять вариантов организации заботы, представленных в отечествен-ных кинофильмах рассматриваемого периода: проживание дома в одиночку, когдаисточником заботы служат соседи (иные чужие люди); проживание дома с семьей,члены которой осуществляют заботу; проживание дома в одиночку, когда заботаосуществляется (платными) специалистами; проживание в госучреждении (до-мах престарелых) с профессиональным уходом; наконец, проживание в частномпансионате для пожилых людей, где также осуществляется профессиональная за-бота. Представляется, что вынесение на обочину российского кинодискурса се-мейной заботы, а также визуализация с начала 1990-х годов такого способа забо-ты, как коммунитарный (со стороны соседей, сочувствующих чужих людей)свидетельствуют о культурном конфликте традиционных и новых практик ухода.

AB - Современный кинематограф переживает всплеск интереса к теместарости. Отмечая этот тренд, авторы статьи обобщают опыт отечественногокино последних четырех десятилетий, посвященного теме заботы о стариках. По-скольку кинофильмы представляют собой один из способов рефлексии обществао самом себе, целью текста являлся обзор «серебряного экрана», позволяющийзафиксировать возможные изменения в представлениях о легитимных способахзаботы и ухода. Авторы полагают, что демонстрация человека в качестве объектазаботы является одной из стратегий приписывания состояния старости герою наэкране. Для содержательного анализа кинофильмов адаптирован метод иконогра-фии (Э. Панофский), позволяющий выявлять «правила» построения режиссер-ских высказываний о способах заботы на основе выделения ряда характеристикв репрезентации рассматриваемой темы и последующего сопоставления их междусобой. Авторы берут за основу типологию моделей заботы по субъекту действияи выделяют пять вариантов организации заботы, представленных в отечествен-ных кинофильмах рассматриваемого периода: проживание дома в одиночку, когдаисточником заботы служат соседи (иные чужие люди); проживание дома с семьей,члены которой осуществляют заботу; проживание дома в одиночку, когда заботаосуществляется (платными) специалистами; проживание в госучреждении (до-мах престарелых) с профессиональным уходом; наконец, проживание в частномпансионате для пожилых людей, где также осуществляется профессиональная за-бота. Представляется, что вынесение на обочину российского кинодискурса се-мейной заботы, а также визуализация с начала 1990-х годов такого способа забо-ты, как коммунитарный (со стороны соседей, сочувствующих чужих людей)свидетельствуют о культурном конфликте традиционных и новых практик ухода.

KW - кино, репрезентация, иконография, забота, старость, дом пре- старелых, визуальный анализ

U2 - 10.31119/jssa.2019.22.4.5

DO - 10.31119/jssa.2019.22.4.5

M3 - статья

VL - XXII

SP - 120

EP - 140

JO - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

JF - ЖУРНАЛ СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

SN - 1029-8053

IS - 4

ER -

ID: 50841776