Documents

Отмечается, что согласно античной литературной традиции среди греческих полисов именно Спарта была наиболее тесно связана со знаменитым святилищем и оракулом Аполлона в Дельфах, причем не только в религиозном, но и в военно-политическом смысле. Традиция сохранила множество адресованных спартанским царям дельфийских пророчеств, как подлинных, так и составленных постфактум. Одно из них было связано с именем спартанского царя Леонида и его участием в сражении при Фермопилах в 480 г. до н. э. Возможно, сам Леонид прибегнул к помощи дельфийских жрецов, чтобы получить нужное ему прорицание. Геродот передает содержание дельфийского предсказании и в прозаической, и в стихотворной форме. Подчеркивается, что исследователи Нового времени сомневаются в подлинности данного прорицания. Предметом обсуждения являются также обстоятельства возникновения и различные толкования оракула в античных источниках. Делается предположение о том, что разные формы пророчества появились в разное время: прозаическая форма – еще до событий у Фермопил, а стихотворная форма – уже после них. Высказывается мысль о том, что по крайней мере стихотворный вариант пророчества появился после сражения при Фермопилах. Вероятно, он был создан по инициативе царского рода Агиадов, к которому принадлежал Леонид. Подчеркивается, что оракул, согласно которому условием спасения Спарты была объявлена гибель ее царя, стал интегральной составляющей мифа о Леониде. Используя этот миф, Спарта успешно трансформировала поражение в фермопильской битве в победу своих политических и моральных ценностей. Сражение при Фермопилах стало важной частью «спартанского миража», а Леонид и его отряд – героическим примером, на котором на протяжении веков воспитывалась спартанская молодежь.
Original languageRussian
Pages (from-to)33–41
JournalЖурнал Белорусского государственного университета. История.
Issue number1
StatePublished - 11 Mar 2024

    Scopus subject areas

  • Arts and Humanities(all)

ID: 113747060