Статья посвящена выражению эмотивности в речи научно-популярных телеграм-каналов. Необходимость изучения их эмоционально-речевой специфики вызвана, во-первых, значимостью эмотивности для популяризации научных знаний, во-вторых, неоднородностью эмотивного содержания в разных блогах, в-третьих, развитием и распространением этой разновидности массмедиа и необходимостью изучения укоренившихся в них речевых технологий. В научно-популярных телеграм-каналах эксплицируются разные интеллектуальные эмоции. Для исследования использовались интердисциплинарный и лингводискурсный методы анализа. В ходе анализа экспликации интеллектуальных эмоций в научно-популярных телеграм-каналах обнаружено, что в речевой структуре постов у разных телеграм-каналов эмоции доминируют неодинаково. Доминирование той или иной эмоции при формировании ленты проявляется в отборе научных новостей для ленты, композиционном построении постов и способов и средств выражения. Установлено, что доминирование эмоции познавательного интереса в телеграм-канале журнала «Наука и жизнь» определяет формирование особой двухчастной структуры поста в ленте, первая часть которой должна привлечь к предмету речи, заинтересовать углублением знаний о нем чтением статьи, во второй части содержится отсылка к соответствующей статье журнала. Доминирование эмоции любопытства в ТК телеграм-канале «Редакция. Наука» выражается в формировании текста вопросо-ответной структуры. В вопросе, эксплицируемом прямо или косвенно, содержится запрос на заинтересовавшую информацию. Вторая часть содержит ее сообщение, объяснение, дополнение. Доминирование интеллектуальной эмоции удивления в телеграм-канале «Популярная механика» определяет также двухчастную структуру поста. В первой части визуально представлен предмет речи необычным, неожиданным, противоречащим первоначальным представлениям о нем. Вторая часть — вербальный комментарий к видео, подтверждающий эмоцию удивления и эмоциональное переживание увиденного. Основной вывод: речевая технология, которая используется в научно-популярных блогах, создается с учетом не только установки популяризации, но и эмотивной доминанты, их спаянность составляет своеобразие речевой системности блога телеграм-канала.
Original languageRussian
JournalМедиалингвистика
Volume12
Issue number4
StateAccepted/In press - Dec 2025

    Scopus subject areas

  • Social Sciences(all)

ID: 145153807