Standard

Капитальные расходы бюджетов субъектов РФ: проблемы регулирования. / Кадочников, Денис Валентинович.

In: JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES, Vol. 14, No. 2, 28.06.2022, p. 96-109.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

APA

Vancouver

Author

BibTeX

@article{57c6cf7a7e0a412389d03b85c36bd642,
title = "Капитальные расходы бюджетов субъектов РФ: проблемы регулирования",
abstract = "Институциональный взгляд на общественные финансы предполагает в первую очередь анализ норм, регулирующих бюджетные правоотношения, а также практик и результатов применения этих норм. Данная статья посвящена исследованию проблем регулирования и финансирования капитальных расходов бюджетов российских регионов. Бюджетные капиталовложения региональных бюджетов призваны обеспечивать воспроизводство материальной основы экономики и являются одним из важных факторов экономического роста. Повышение доли инвестиций в основной капитал в бюджетных расходах является условием общего повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения их мультипликативного воздействия на экономику соответствующей территории. Между тем, в 2015–2019 гг. доля капитальных расходов в совокупных бюджетах субъектов федерации на протяжении снизилась с более чем 14% в 2015 г. до примерно 12% в 2018–2019 гг.; также снизилась их доля в ВВП страны. Тревожная тенденция к снижению доли капитальных расходов в совокупных расходах заслуживает пристального внимания. Неравномерностью отличается и пространственное распределение региональных бюджетных капиталовложений, в котором доминирует относительно небольшое число субъектов федерации. Пытаясь объяснить низкую инвестиционную активность региональных бюджетов, приходится констатировать, что причина состоит не столько в отсутствии ресурсов или низких доходах. В подавляющем большинстве случаев российские регионы пренебрегают возможностями привлечения заемного финансирования, что было бы оправданно как раз в целях финансирования бюджетных капиталовложений. Пересмотр регулятивных норм, прежде всего разделение текущего и капитального бюджета, а следовательно и разграничение текущего и капитального дефицита при наличии возможности финансирования капитальных расходов целиком или частично за счет привлекаемых заимствований (но не исключая возможности трансферта из текущих доходов при их избыточности), позволили бы планировать капиталовложения и заимствования в комплексе, максимально используя доступные возможности финансирования для активизации бюджетных инвестиций.",
keywords = "бюджет, субъекты Федерации, СУБНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ, капитальные расходы, государственные заимствования, budget, Russian regions, subnational finance, capital expenditures, government borrowing",
author = "Кадочников, {Денис Валентинович}",
year = "2022",
month = jun,
day = "28",
doi = "10.17835/2076-6297.2022.14.2.096-109",
language = "русский",
volume = "14",
pages = "96--109",
journal = "JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES",
issn = "2076-6297",
publisher = "Издательский дом НИУ ВШЭ",
number = "2",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Капитальные расходы бюджетов субъектов РФ: проблемы регулирования

AU - Кадочников, Денис Валентинович

PY - 2022/6/28

Y1 - 2022/6/28

N2 - Институциональный взгляд на общественные финансы предполагает в первую очередь анализ норм, регулирующих бюджетные правоотношения, а также практик и результатов применения этих норм. Данная статья посвящена исследованию проблем регулирования и финансирования капитальных расходов бюджетов российских регионов. Бюджетные капиталовложения региональных бюджетов призваны обеспечивать воспроизводство материальной основы экономики и являются одним из важных факторов экономического роста. Повышение доли инвестиций в основной капитал в бюджетных расходах является условием общего повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения их мультипликативного воздействия на экономику соответствующей территории. Между тем, в 2015–2019 гг. доля капитальных расходов в совокупных бюджетах субъектов федерации на протяжении снизилась с более чем 14% в 2015 г. до примерно 12% в 2018–2019 гг.; также снизилась их доля в ВВП страны. Тревожная тенденция к снижению доли капитальных расходов в совокупных расходах заслуживает пристального внимания. Неравномерностью отличается и пространственное распределение региональных бюджетных капиталовложений, в котором доминирует относительно небольшое число субъектов федерации. Пытаясь объяснить низкую инвестиционную активность региональных бюджетов, приходится констатировать, что причина состоит не столько в отсутствии ресурсов или низких доходах. В подавляющем большинстве случаев российские регионы пренебрегают возможностями привлечения заемного финансирования, что было бы оправданно как раз в целях финансирования бюджетных капиталовложений. Пересмотр регулятивных норм, прежде всего разделение текущего и капитального бюджета, а следовательно и разграничение текущего и капитального дефицита при наличии возможности финансирования капитальных расходов целиком или частично за счет привлекаемых заимствований (но не исключая возможности трансферта из текущих доходов при их избыточности), позволили бы планировать капиталовложения и заимствования в комплексе, максимально используя доступные возможности финансирования для активизации бюджетных инвестиций.

AB - Институциональный взгляд на общественные финансы предполагает в первую очередь анализ норм, регулирующих бюджетные правоотношения, а также практик и результатов применения этих норм. Данная статья посвящена исследованию проблем регулирования и финансирования капитальных расходов бюджетов российских регионов. Бюджетные капиталовложения региональных бюджетов призваны обеспечивать воспроизводство материальной основы экономики и являются одним из важных факторов экономического роста. Повышение доли инвестиций в основной капитал в бюджетных расходах является условием общего повышения эффективности бюджетных расходов с точки зрения их мультипликативного воздействия на экономику соответствующей территории. Между тем, в 2015–2019 гг. доля капитальных расходов в совокупных бюджетах субъектов федерации на протяжении снизилась с более чем 14% в 2015 г. до примерно 12% в 2018–2019 гг.; также снизилась их доля в ВВП страны. Тревожная тенденция к снижению доли капитальных расходов в совокупных расходах заслуживает пристального внимания. Неравномерностью отличается и пространственное распределение региональных бюджетных капиталовложений, в котором доминирует относительно небольшое число субъектов федерации. Пытаясь объяснить низкую инвестиционную активность региональных бюджетов, приходится констатировать, что причина состоит не столько в отсутствии ресурсов или низких доходах. В подавляющем большинстве случаев российские регионы пренебрегают возможностями привлечения заемного финансирования, что было бы оправданно как раз в целях финансирования бюджетных капиталовложений. Пересмотр регулятивных норм, прежде всего разделение текущего и капитального бюджета, а следовательно и разграничение текущего и капитального дефицита при наличии возможности финансирования капитальных расходов целиком или частично за счет привлекаемых заимствований (но не исключая возможности трансферта из текущих доходов при их избыточности), позволили бы планировать капиталовложения и заимствования в комплексе, максимально используя доступные возможности финансирования для активизации бюджетных инвестиций.

KW - бюджет

KW - субъекты Федерации

KW - СУБНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

KW - капитальные расходы

KW - государственные заимствования

KW - budget

KW - Russian regions

KW - subnational finance

KW - capital expenditures

KW - government borrowing

UR - https://www.mendeley.com/catalogue/8542e789-b217-35e0-a47c-2aa5dae8621a/

U2 - 10.17835/2076-6297.2022.14.2.096-109

DO - 10.17835/2076-6297.2022.14.2.096-109

M3 - статья

VL - 14

SP - 96

EP - 109

JO - JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES

JF - JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES

SN - 2076-6297

IS - 2

ER -

ID: 100878131