Standard

Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). / Завьялова, Ольга Юрьевна.

In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА, Vol. 11, No. 4, 2019, p. 529–541.

Research output: Contribution to journalArticlepeer-review

Harvard

Завьялова, ОЮ 2019, 'Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка)', ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА, vol. 11, no. 4, pp. 529–541.

APA

Завьялова, О. Ю. (2019). Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА, 11(4), 529–541.

Vancouver

Завьялова ОЮ. Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА. 2019;11(4):529–541.

Author

Завьялова, Ольга Юрьевна. / Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). In: ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА. 2019 ; Vol. 11, No. 4. pp. 529–541.

BibTeX

@article{50820ffb359d41678d81e7847cffe7c5,
title = "Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка)",
abstract = "Статья посвящена вопросу классификации жанров устной литературы народов манден. Первое, что, на наш взгляд, важно при изучении культурных и психологических особенностей народа и его фольклора, — необходимость встать на позицию этого народа и понять, что его представители подразумевают под тем или иным институтом или инструментом, что вкладывают в то или иное определение. Основной задачей является рассмотрение определения жанров устной традиции манден самими носителями, выявления того, что лежит в основе деления текстов на жанры. В нашем исследовании мы опирались как на устные, так и на письменные источники, были рассмотрены жанры очень близких народов, населяющих Мали, Гвинею и Кот-д{\textquoteright}Ивуар, — бамана, манинка и дьюла. Деление на жанры, принятое в современной науке, слишком универсально и, так же как общепринятые классификации сказок, не подходит культурам Африки. Сами носители фольклора манден подразделяют жанры согласно степени их важности, значимости для традиции, что связано с функциональностью и обрядовостью жанра. Одновременно эти тексты несут большое количество магической энергии ньяма. У бамана и манинка существует институт гриотов, поэтому к наиболее значимым текстам относятся те, которые могут исполнять только гриоты (эпос, фаса). Кроме гриота-исполнителя показателем значимости является ограничение по возрасту и статусу. Наиболее важные тексты — те, которые повествуют о происхождении рода, деревни, человека, объекта, и те, в которых есть слова, содержащие большое количество магической энергии ньяма. Соответственно, исполнять такие тексты могут только гриоты, вожди либо мужчины старшего поколения. Рассмотрены слова, характеризующие жанры фольклора, на языках бамана, манинка, дьюла, и специфика их употребления. Для лучшего понимания терминов манден также представлены названия фольклорных жанров у догонов на языке тенгу и бамана.",
keywords = "устная традиция, жанры, манден, Oral tradition, Genres, Manden",
author = "Завьялова, {Ольга Юрьевна}",
note = "Завьялова, О. Ю. (2020). Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 11(4), 529-541. https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.408",
year = "2019",
language = "русский",
volume = "11",
pages = "529–541",
journal = " ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА",
issn = "2074-1227",
publisher = "Издательство Санкт-Петербургского университета",
number = "4",

}

RIS

TY - JOUR

T1 - Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка)

AU - Завьялова, Ольга Юрьевна

N1 - Завьялова, О. Ю. (2020). Жанры устной традиции народов манден (Западная Африка). Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 11(4), 529-541. https://doi.org/10.21638/spbu13.2019.408

PY - 2019

Y1 - 2019

N2 - Статья посвящена вопросу классификации жанров устной литературы народов манден. Первое, что, на наш взгляд, важно при изучении культурных и психологических особенностей народа и его фольклора, — необходимость встать на позицию этого народа и понять, что его представители подразумевают под тем или иным институтом или инструментом, что вкладывают в то или иное определение. Основной задачей является рассмотрение определения жанров устной традиции манден самими носителями, выявления того, что лежит в основе деления текстов на жанры. В нашем исследовании мы опирались как на устные, так и на письменные источники, были рассмотрены жанры очень близких народов, населяющих Мали, Гвинею и Кот-д’Ивуар, — бамана, манинка и дьюла. Деление на жанры, принятое в современной науке, слишком универсально и, так же как общепринятые классификации сказок, не подходит культурам Африки. Сами носители фольклора манден подразделяют жанры согласно степени их важности, значимости для традиции, что связано с функциональностью и обрядовостью жанра. Одновременно эти тексты несут большое количество магической энергии ньяма. У бамана и манинка существует институт гриотов, поэтому к наиболее значимым текстам относятся те, которые могут исполнять только гриоты (эпос, фаса). Кроме гриота-исполнителя показателем значимости является ограничение по возрасту и статусу. Наиболее важные тексты — те, которые повествуют о происхождении рода, деревни, человека, объекта, и те, в которых есть слова, содержащие большое количество магической энергии ньяма. Соответственно, исполнять такие тексты могут только гриоты, вожди либо мужчины старшего поколения. Рассмотрены слова, характеризующие жанры фольклора, на языках бамана, манинка, дьюла, и специфика их употребления. Для лучшего понимания терминов манден также представлены названия фольклорных жанров у догонов на языке тенгу и бамана.

AB - Статья посвящена вопросу классификации жанров устной литературы народов манден. Первое, что, на наш взгляд, важно при изучении культурных и психологических особенностей народа и его фольклора, — необходимость встать на позицию этого народа и понять, что его представители подразумевают под тем или иным институтом или инструментом, что вкладывают в то или иное определение. Основной задачей является рассмотрение определения жанров устной традиции манден самими носителями, выявления того, что лежит в основе деления текстов на жанры. В нашем исследовании мы опирались как на устные, так и на письменные источники, были рассмотрены жанры очень близких народов, населяющих Мали, Гвинею и Кот-д’Ивуар, — бамана, манинка и дьюла. Деление на жанры, принятое в современной науке, слишком универсально и, так же как общепринятые классификации сказок, не подходит культурам Африки. Сами носители фольклора манден подразделяют жанры согласно степени их важности, значимости для традиции, что связано с функциональностью и обрядовостью жанра. Одновременно эти тексты несут большое количество магической энергии ньяма. У бамана и манинка существует институт гриотов, поэтому к наиболее значимым текстам относятся те, которые могут исполнять только гриоты (эпос, фаса). Кроме гриота-исполнителя показателем значимости является ограничение по возрасту и статусу. Наиболее важные тексты — те, которые повествуют о происхождении рода, деревни, человека, объекта, и те, в которых есть слова, содержащие большое количество магической энергии ньяма. Соответственно, исполнять такие тексты могут только гриоты, вожди либо мужчины старшего поколения. Рассмотрены слова, характеризующие жанры фольклора, на языках бамана, манинка, дьюла, и специфика их употребления. Для лучшего понимания терминов манден также представлены названия фольклорных жанров у догонов на языке тенгу и бамана.

KW - устная традиция

KW - жанры

KW - манден

KW - Oral tradition

KW - Genres

KW - Manden

UR - https://aasjournal.spbu.ru/article/view/6474

M3 - статья

VL - 11

SP - 529

EP - 541

JO - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

JF - ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ И АФРИКАНИСТИКА

SN - 2074-1227

IS - 4

ER -

ID: 51646369